Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи

Существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, так как за постоянную напряженность и отверженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой.

 

Вместо абстрактного противопоставления "благополучных" и "неблагополучных" семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи:

1) воспитательно-сильные;

2) воспитательно-устойчивые;

3) воспитательно-неустойчивые;

4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;

6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.;

8) правонарушительские;

9) преступные;

10) психически отягощенные.

 

В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследованных Г. М. Миньковским семей составляет 15—20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

 

Второй тип семьи (35—40% выборки) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

 

Для третьего типа семьи (10% выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т. п.), которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип (15—20% выборки) объединяет семьи», где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив влияние обществу сверстников.

 

Остальные типы (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений (в 20—50% случаев безнадзорным оказывался и потерпевший подросток), но и в том, что дети принимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с poдитeлями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Исследования свидетельствуют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. Причин этому много. А.П.Ситник называет такие:

— однодетность и малодетность в городских условиях во многих поколениях приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;

— жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;

— основательно утрачены традиции народной педагогики;

— если ранее в условиях деревни, где все друг друга знали, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения;

— возрастающие социальные и экономические трудности, низкая зарплата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание; в отношениях членов семьи повысился уровень взаимной психологической эксплуатации, когда члены семьи стремятся проявить свой характер и статус, сорвать на других членах семьи свое раздражение и агрессию, возникшую в служебной обстановке и бытовой суете.

Дисгармоничная семья является фактором риска для неблагополучного развития личности ребенка. Выделяют несколько вариантов психологического неблагополучия: семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом); собственно дисгармоничные семьи, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи.

В литературе выделены различные типы дисгармоничных семей: собственно дисгармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья (А. Е. Личко), семья - "театр ", "санаторий ", "крепость ", "Вулкан ", "маскарад" (А. С. Спиваковская); семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания; "трудные" семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и чревата неприятными неожиданностями, когда ребенок никогда не может быть уверен, что сможет получить поддержку родителей, когда ему это потребуется.

У детей, растущих в таких семьях, возможно появление следующего ряда личностных черт: низкая самооценка, которая нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена.

Дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь; не могут быть искренни в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически лгать, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, говорится как бы по инерции. Страх отвержения и потери в отношении с другими, низкая самооценка, неуверенность и болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают детям из трудных семей невротические черты и лают более вероятным возникновение у них неврозов.

 

Источник: http://referatwork.ru/pedagogika_bileti/section-6-13.html