Семейные традиции казаков

Семейные традиции казаков

 

Создание казачей семьи. В очень давнюю эпоху казаки жён не имели, но со временем стали уводить невест у татар, турок, горцев, из русских селений Тамбовской и Воронежской губерний. В XVII в. храмов на Дону не было, и брак совершался в станичной избе, где жених и невеста перед казаками объявляли о своём супружестве.

 

Начиная с XVIII столетия брак на Дону и в других казачьих общинах обязательно завершался венчанием в церкви. Существовал предварительный ритуал сватовства. Он состоял прежде всего в том, что к будущим супругам предъявлялись определённые требования. Жених должен быть хозяйственным, «не гулёной», статным. Невесту выбирали такую, чтобы была здоровой, работящей и смирной. Строго соблюдался черёд: сперва женили старшего сына. Так же и с невестами – первой выдавали замуж старшую дочь. На смотринах выговаривалась кладка – подарок невесте от родителей жениха. Это мог быть шёлковый платок, платье, гетры с калошами. Выбрав понравившуюся девицу, родители парня засылали сватов. После этого следовали сговор, зарученье, рукобитие. При этом в каждой общине и станице были свои особенности. Например, у забайкальских казаков устраивался девичник с украшением косы невесты. После чего невесту вели в баню с веником, украшенным лентами. Перед свадьбой родители невесты приходили знакомиться с семьёй жениха. Осмотр печи подразумевался под «осмотром трубы», хотя обычно смотрели всё хозяйство, дом. Семья жениха выставляла угощение. С этого момента родители жениха и невесты считались сватьями. В заключение следовали венчание в церкви и свадьба.

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%201_1.bmp

 

«…Цени семью, ведь в них течет точно такая же кровь как у тебя! Уважай, не забывай, молись за предков. Ибо прародители дали жизнь не только тебе, но всему твоему роду!..»

 

 

Семейный мироуклад

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%202_1.bmp

 

Обычно казачья семья была многолюдной (иметь 7~8 детей считалось вполне нормально) с несколькими взрослыми женатыми сыновьями. Её главой являлся старший по возрасту – отец или дед. Он пользовался в семье непререкаемым авторитетом и неограниченной властью. Детям вменялось в обязанность почитать родителей, даже будучи взрослыми. Ссориться с родителями было тяжким грехом. Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от национальности, так как казачка была обязательно окрещённой. Ни о какой дискриминации и речи быть не могло. Казаки редко обижали своих жён. Да и казачки имели характер самостоятельный и гордый.

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%203_0.bmp

 

Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.


Казак рождался воином, и этим определялось всё его воспитание в семье. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком.

 

Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Но дальше родившемуся предстояло «стать» казаком. И в разных казачьих регионах были свои традиционные этапы, когда сына учили стрелять, фехтовать, джигитовать. Сторонние наблюдатели отмечали отношение казаков к своим детям как весьма гуманное» — по сравнению с крестьянскими, мещанскими, даже дворянскими семьями, где лучшим методом воспитания считалась порка. Казаки ребят наказывали редко. Разве уж натворят что-то совсем непотребное. И вырабатывалось чувство собственного достоинства. Лихость и удаль были главным критерием в играх казачат, их проказах.

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%204_1.bmp

 

Так, трёхлетние казачата уже гарцевали на коне по двору, а с 5 лет – свободно скакали в степи. С 7 лет их учили стрельбе, с 10 лет обучали фехтованию. Казачата с увлечением участвовали в военных играх, стремились отличиться в станичных состязаниях, скачках, кулачных боях, плясках. Подростки организовывали ватаги для рыбалки и охоты, сами запасали для этого все необходимое, уходили в степь, в горы, тайгу — таким образом, закреплялось чувство казачьего братства с теми самыми сверстниками, с которыми через несколько лет пойдут в полк.

 

Поощрялась самостоятельность. 14-15 летний подросток воспитывал жеребёнка, с которым нередко в последующем отправлялся в полк на действительную службу. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, и, уже без участия взрослых, пасли лошадей, овец и другой скот…

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%205_1.bmp

 

Рассказывает один казак: «Казак в первую голову должен быть справен в своём хозяйстве и семье. Голытьба, это не казак. Мне бабки в станице строго настрого запрещали даже приближаться к дому Пупков, у которых была экзотичная мазанка с земляными полами под камышевой крышей, единственная такая, музей просто. Но они всегда так жили лодырями, сажали только подсолнухи на семечки да табак. Из их рода, случалось, не могли сыновей собрать на службу. Уже никто этого толком не помнит, но до сих пор казаки с ними не знаются…»

 

…С семилетнего возраста женщины уже не имели права вмешиваться в воспитание казачонка, так как в этот момент уже наступала ответственность маленького казака перед миром, а когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%206.bmp

 

Рождение девочки не праздновалось в семье так торжественно, как мальчика. При известии о её рождении не грохотали выстрелы. Оно было тихой домашней радостью, овеянной легендой и молитвами. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Но и девочка училась «стать» настоящей казачкой. Сызмальства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика. Она тоже проходила своеобразные обряды посвящения — например, на Тереке родители ставили ее в 12 лет на лавку, и она спрыгивала во «взрослую» одежду: юбку, сарафан или круг, сделанный из пояса. С малолетства дети получали трудовые навыки. Для разных возрастов существовала своя специализация, в каких работах участвуют ребята 6—8 лет, в каких — 10—12-летние. При этом, все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки, — домашние, семейные…

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/7.bmp

 

С раннего возраста девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились стряпать, печь хлеб, шить, вышивать, вязать, стирать. Особой их заботой было нянчить младших братьев и сестёр. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, находиться на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушали, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток.

 

Дети, чьи отцы погибли на войне в сражениях с противником, считались «атаманскими детьми». Атаман станицы или хутора был обязан знать их всех, заботиться о них. Старики следили, чтобы сирот не обижали. Крёстные наблюдали за их здоровьем и нравственностью. Одарённых детей-сирот посылали учиться за казённый счёт.

 

Казак был обязан знать все степени родства и своих предков поимённо. Этому способствовали «Поминальники», которые сохранялись за иконой в киоте каждой семьи. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строился комплекс славы, который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем честь, и лишь на третьем – жизнь.

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%208.bmp

 

А после того, как «стал» казаком или казачкой, требовалось ими «быть». Жить по казачьим принципам, не изменять им. Для мужчины «быть» начиналось в 17 лет. Когда он прибывал на смотр для определения годности к службе, получал пай. Для женщины — с выхода замуж. Возможность «быть» казаком определялась не только им самим, но и его семьей. Как будет служить казак, зависело и от того, как казачка «мужнину честь блюдет» и хозяйство ведет. Не зря же говорилось, «хорошей хозяйкой дом держится». «Быть» казаками значило и родить новых казачат. И помочь им стать казаками. Воспитать, поставить на ноги. Вот и трудись, казак с казачкой, чтобы со своих разбросанных делянок поднять 3—4 воинов.

 

Совершенно особым было и отношение к старикам. У крестьян причисление к старикам было обидным. Это значило — уже нахлебник. А у казаков старик — это всегда было почетно. Это носитель традиций, памяти, ветеран. Неуважение к нему являлось страшным прегрешением. При старших считалось неприличным сидеть (если они не позволят), курить, появляться не вполне одетыми. Промчится молодой казак, не поздоровавшись, старик его остановит: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». Молодой обязательно доложит. И внушение получит. А старик придет, побеседует о жизни, не вспоминая проступка. Но провинившийся будет жаться в сторонке и от стыда сгорать. И молодой офицер дома, в станице, первым здоровался со стариком-рядовым. А если, допустим, станичный атаман получил от императора полковничьи или генеральские погоны, то старики, урядники или рядовые, запросто могли с него погоны сорвать. Если сочтут, что он сделал нечто недостойное. И наказания не понесут, потому что сам атаман об этом ни за что наверх не доложит, постарается миром замять.

 

В собственном доме старики бывали несколько удалены от семьи. По возрасту они уже бывали прадедами, и хотя правнуки их обожали, сами они старались своей стариковской любовью детей не обременять. Жили они особняком в отдельных комнатах или углах, питались отдельно, в семейные дела старались не вмешиваться, обременяя женщин только тем, что после бани сдавали им своё бельё и получали чистое. Старик, как правило, бывал дома мало, ел мало, но осуществлял своеобразную связь семьи с нравственной и общественной жизнью станицы на самом высшем духовном уровне. Старик в доме жил на положении уважаемого и почитаемого постояльца, главой же дома и семьи был САМ. Он считался старшим, на нём держалось всё хозяйство и материальное благосостояние семьи. На положение старика он переходил либо по возрасту, либо овдовев, поскольку сам дом и всё хозяйство в доме держалось на САМОЙ. Распределение ролей в семье было видно по тому, как семья усаживалась за стол. Особенно строго это соблюдалось в праздничные дни. В донском обществе пожилые женщины начали занимать особое положение с XVIII в. Им отводилась роль наставниц, воспитательниц и хранительниц традиций, преимущественно семейного быта. Поскольку семьи были многодетными, и в степени родства включались все братья и сёстры мужа и жены, то Семья у казаков в миниатюре напоминала казачью Общину. Такой взгляд на семейную жизнь стимулировал не только родителей к более целенаправленному воспитанию детей, но и детей – к большей ответственности, а нередко и к самовоспитанию…

 

http://kazakidona.ru/sites/default/files/%209.bmp

 


 

Шамбаров В.Е. «Казачество. Путь Воинов Христовых». ООО «Алгоритм», 2012

 

 

 

Источник: http://kazakidona.ru/node/68