Что такое гендер? Борьба полов: современные гендерные стереотипы.

«Когда мы с сестренками и братом приходим к бабушке, самые вкусные яблоки, больше конфет и поцелуев достается ему. Если брата с нами нет – бабушка делит свою любовь между нами, девочками, поровну. Она очень добрая и ласковая, но порой бывает обидно, что он у нее любимчик. А еще – папа собирается отправить его  на учебу в Ташкент, потому что мальчику, по  его словам, необходимо хорошее образование.» - это строки из письма Дильдоры  К. из Термеза

Самая обычная ситуация, не так ли? Сын в семье – опора, надежда и продолжатель рода. Но ведь дочь тоже продолжатель рода, разве что примет фамилию супруга после замужества! Так почему же в одной семье, у одних и тех же любящих родителей такой разный подход к будущему своих детей? Почему, скажем, способная в науках дочь в глазах отца  уступает равнодушному к учебе сыну, который учится в престижной школе или институте?

«Каждый человек имеет полные права на  самореализацию,  самопрезентацию в этом мире независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений», гласит преамбула Основного закона нашей жизни.

Но что ответить термезской школьнице, которая имеет «отлично» по предмету «Путешествие в мир Конституции»? Сослаться на  устоявшиеся стереотипы о роли женщины-матери, хранительницы семейного очага? Привести в пример известных женщин-ученых, политиков, деятелей культуры и науки, и на этих примерах доказать, что женщина в демократическом обществе равноправна мужчине? Но ведь девочка и не сомневается в собственном правовом обеспечении, ее обижает лишь бытовой подход к воспитанию в отдельно взятой семье, ее родной семье.

Или привести статистические данные по так называемым «престижным» школам и вузам, где в 1 классе (курсе) процентное отношение полов учащихся равно, а к окончанию увеличивается на треть в пользу мужчин?

Первой моей реакцией была обида за весь женский род, которому уготована участь совмещения десятка социальных ролей: прачки, кухарки, уборщицы, казначея, няньки, воспитателя, психолога и т.д. А ведь половина населения планеты – именно мы, женщины, так почему же нас только 10% в парламентах мира, и 6 % в национальных правительствах?

Закрепляя собственные «незаконно попранные» позиции, я вдруг обнаружила, что и сама грешу подобным стереотипным подходом к воспитанию собственных детей. И в моих нотациях дочери часто слышны замечания по поводу невымытой посуды «ты девочка, ты должна быть аккуратной», а сыну по поводу слез из-за синяка - «как тебе не стыдно плакать, ведь ты же мужчина!» Как будто мальчику необязательно расти аккуратным, или ему не больно от ушиба.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему средний возраст женщины на 5-7 лет больше, чем мужчины? И что мужчины больше подвержены инфарктам и инсультам, вызываемыми подавлением эмоций на стрессовые ситуации? И почему рыдающая женщина не вызывает ничего, кроме жалости окружающих, желание прийти ей на помощь, а рыдающий мужчина - в лучшем случае разочарование? Или почему женщины легче переносят переломные моменты в политико-экономической сфере, тогда как многие мужчины годами пребывают в растерянности и не могут найти себя?

Не найдя ответов на эти вопросы из собственного опыта и опыта многих знакомых семей, я обратилась к материалам Всемирной организации «Женщины в развитии» и в них впервые столкнулась с незнакомым словом ГЕНДЕР.

Термин “gender”, используемое в английском языке для обозначения рода существительных, использовался вначале для обозначения социальных ролей мужчины и женщины в шутливом ироническом контексте, но затем прочно укоренился в научном обиходе как социальное осмысление различий между полами. Поскольку понятие «гендер» не закреплено в нашем сознании генетически, характеристики наших ролей и связей непрерывно меняются, подчеркивая, что мужские и женские роли в  обществе конструируются и определяются социально.

За последнее столетие и, в частности, за последние несколько десятилетий был достигнут огромный прогресс в направлении достижения равенства полов. В авангарде борьбы за достижение этих результатов находились женщины. На первом этапе, получившим название «суфражизм»,  главной  задачей движения женщин являлось получение юридических прав: право на гражданство, участие в голосовании, образование и здравоохранение. Второй этап – феминизм – исключил автоматически все виды дискриминации по отношению к женщинам: социальное признание общественных, экономических и частных прав (оплата труда, наследования и бракоразводный процесс).

Гендерные отношения пронизывают всю культуру, общественное устройство, государственные институты, методы принятия решений и стиль мышления. Они накладывают мощный отпечаток на язык, обычаи, искусство, нередко на интерьер дома и даже на производство. Семья формирует гендерные отношения, поведение и ценности.

Почти однозначно, что мальчиков не воспитывают как будущих отцов или мужей, но только как мужчин. Воспитание мальчиков ориентировано на некий мужской идеал, мужественность отождествляется с успешной карьерой и  высокими заработками, а моральный облик мужчины никогда не обсуждается и  является частью его общественной жизни. И идеал этот бесконечно тиражируется  средствами массовой информации. Вот примерный перечень характеристик, которым должен соответствовать «настоящий мужчина»:

- Не унижаться, занимаясь женскими делами,
- Презрительно относиться к «женским слабостям»,
- Превосходство над другими,
- Отказ от проявления переживаний,
- Уметь себя защищать,
- Быть сильнее других, при необходимости использовать насилие,
- Зарабатывать деньги.

А если мужчине в силу каких-то социально-экономических причин не удается достичь этого идеала, – не отсюда ли произрастает целый букет медико-психологических комплексов, условно обозначенных одним жестоким словом «неудачник»? Не потому ли многие мужчины так болезненно воспринимают понижение по службе, уменьшение зарплаты, а те семьи, кто прошел эти временные «мужские» трудности, если  не распались, то долгие годы залечивают раны от агрессии неуверенного в себе главы семейства?

Обеспечивая семью, многие мужчины отказываются от всякого участия в решении семейных проблем, оставаясь «хозяином» положения. Этот стереотип действует даже в тех семьях, где женщина является фактическим кормильцем семьи, и ее заработок если не больше, то равный мужчине.        

На одном из тренингов по гендерному равенству, проводимому Центром поддержки женщин и детей «САБО» в столичной школе 50, девятиклассники, составляя «фото домашнего дня», заполнили интересную таблицу, в которой  надо было хронометрировать по часам занятость всех членов семьи в течение 1 дня: мамы, папы, детей, бабушки, дедушки. Каково ж было удивление ребят, когда выяснилось, что мамин рабочий день начинается не в 9.00 (в школе, на фирме, заводе, фабрике), а на час-полтора раньше – приготовление завтрака, сбор детей в школу или детский сад. И заканчивается не в 18.00, когда она перестает быть инженером, учителем или руководителем предприятия, а лишь тогда, когда вся семья накормлена, вымыта посуда, постираны и выглажены вещи назавтра. Подсчитав часы продуктивного (оплачиваемого) труда и непродуктивного (неоплачиваемого), многие ребята с удивлением заметили, что мамы получают меньше отцов, но работают намного больше, т.е. Идет реальная дискриминация женщин  в оплате труда! В конце таблицы – маленькая графа: «отдых», и как оказалось, у мамы он самый короткий, исчисляемый даже не часами, а минутами. После этого упражнения многие мальчики, убежденные, что каждодневные домашние проблемы решаются  сами по себе,  по-другому посмотрели на распределение обязанностей в семье, перестали разделять заботы по дому на «мужские» и «женские». А ведь эти самые девятиклассники через десять лет сами станут мужьями, и заботу о маме перенесут на собственных жен. Сколько конфликтов на бытовой почве удастся им избежать!

Возвращаясь к отправной точке своих размышлений и исследований - письму школьницы, я вдруг поняла, что если бы мне удалось ответить на ее вопрос несколькими, пусть очень умными, фразами, - по крайней мере, премия мира и согласия мне обеспечена. К сожалению, разрешение этой проблемы – процесс не одного года, и ответ может дать лишь изучение каждым членом  общества такого учения, как гендер. Разрушение же гендерных стереотипов (от греческого слова «твердый отпечаток») о роли и предназначении женщин и мужчин в семье и обществе  - дело самого общества, и народного образования в первую очередь. Но ни одна проблема, если ее не обозначить, не решится сама по себе. Так не пора ли поставить эту задачу в воспитательной работе с детьми в один ряд с воспитанием гражданственности, патриотизма, верности идеалам демократии и  справедливости? Ведь слова «родина» и «семья» имеют один этимологический смысл: «род»-«родина»-«я». И слабого звена в этой цепи, являющейся основой сильного и процветающего государства, быть не должно.

Источник: http://www.ruavtor.ru/psihologiya-otnosheniya/gendera-ponyatie-v-sociologii-psihologii-borba-polov-sovremennye-gendernye-stereotipy-sufrazhizm-feminizm_7684.html