Отцовство как феномен традиционной культуры якутов

Отцовство как феномен традиционной культуры якутов

 

На правах рукописи

ПРОТОПОПОВ Семен Семенович

ОТЦОВСТВО КАК ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ЯКУТОВ

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Санкт-Петербург

2008

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор С. Н.Иконникова

Официальные оппоненты: доктор культурологии,

доцент Т. Ф. Ляпкина

доктор философских наук,

профессор В. В. Селиванов

Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Защита состоится 20 мая 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.01 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 2/4, зал совета

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан 18 апреля 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор культурологии, профессор В. Д. Лелеко

 

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Семейно-брачные отношения – одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества. На фоне общего кризиса традиционной культуры семьи изменения, происходящие в брачных отношениях, способствовали повышению интереса к проблемам «женского» и «мужского» начал в различных культурах. Однако возросший интерес к гендерной проблематике в научных исследованиях позволяет обнаружить, что теме отцовства, «мужского» в мировой культуре и России, в том числе, уделяется недостаточное внимание. Этот пробел определяет необходимость переосмысления места и роли отцовства в формировании и развитии не только семьи, но и личности ребенка, что является своего рода гарантией организации нормальной жизни каждого человека.

 

Изучение семьи и семейных отношений предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими. Наиболее ярко подобные элементы проявляются во внутрисемейных, кровнородственных и соседских взаимоотношениях. И хотя все социальные институты являются универсальными, ибо они характерны для большинства народов, для их бытования существенна и другая сторона – традиционность, обусловливающая их специфичность и самобытность жизни народа. В традициях проявляется этнический характер отцовства, его своеобразие.

 

В настоящее время проблемы, связанные с рождением и воспитанием нового поколения россиян, особенно актуальны. Российская семья становится главным объектом общенационального интереса, а пропаганда семейных ценностей – конкретной государственной задачей. Сегодня появилось понимание того, что реализация демографической политики неотрывна от жизни семьи. От состава каждой семьи, ее материального, духовного и культурного развития, характера ценностных ориентаций зависит, в конечном счете, благополучие всего общества.

 

В России 2008 год объявлен «Годом семьи». Республика Саха (Якутия) имеет уже сложившуюся традицию в укреплении и поддержании семьи: так для активизации семейной политики в 1994-1996 гг. – впервые был объявлен «Годом семьи». В 1999-2000 гг. в республике прошел «Год детства и детского спорта». В 2006 году были подведены итоги трехлетней реализации «Года здоровой семьи в Республике Саха (Якутия)». Все это подтверждает несомненную актуальность проблемы семьи и отцовства.

 

Степень разработанности проблемы. Проблема отцовства имеет комплексный характер и её понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи. Перечисленные вопросы в разное время вызывали интерес у философов, историков, социологов, психологов, антропологов и этнографов. Еще Аристотель в «Политике» определил основные функции отца и матери в семейных отношениях – «отец учит, мать растит». Именно отец семейства тогда обладал неограниченной властью над женами, детьми и рабами.

 

Особенность философского понимания семьи и отцовства заключается в возможности представить семью как целостность, на основе брака гармонию мужского и женского начал (Г. Зиммель, А. Шопенгауэр, В. В.Розанов, В. С.Соловьев и др.).

 

В исторических исследованиях описывались изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины (И. Бахофен, Л. Морган), прослеживается эволюция семейно-брачных отношений, выявляется сущность брака и семьи в истории и культуре. В русле «женских» и гендерных исследований проблемы семьи рассматриваются у Н. Л.Пушкаревой.

 

Трансформации семьи, начавшиеся в Новое время, исследовались и социологами. Социологические исследования позволили определить функции не только самого института семьи (Э. Дюркгейм), но и других социальных институтов наследования социального статуса родителей, роль семьи в воспитании и образовании (П. А.Сорокин). И. С.Коном была предложена дифференциация отцовства по определенным принципам. С. И.Голод и А. АКлецин провели историко-социологический анализ семьи и брака, где выявили закономерности развития семьи, дали типологию исторических типов семьи в зависимости от половозрастных отношений и раскрыли значение социально-психологических ценностей семьи. Функциональный подход показал связь между экономическими условиями жизнедеятельности общества и характером функций, исполняемых семьей, их иерархией. В исследованиях обозначен кризис, который угрожает самому существованию человеческого рода, поставлена проблема не возможности возвращения к нормальному функционированию семьи. Интересным является исследование Н. Кремневой, которая ставит целью рассмотреть особенности смыслополагания «мужчин» и «женщин» в процессе этнической иден­тификации.

 

Важными, раскрывающими феномен отцовства, были исследования представителей школы психоанализа. В них отцовство рассматривается как важный источник влияния на развитие у ребенка социального интереса (А. Адлер), как традиционный тип воспитания (Э. Фромм)

 

Особую группу исследований проблем семьи и отцовства составили работы антропологов и этнографов. Антропологи акцентируют внимание на соотношении отцовства и материнства (Б. Малиновский), на гендерных функциях отцовства и материнства (М. Мид), на бытовании этих феноменов в границах традиционной культуры.

 

Отечественными этнографами накоплен огромный эмпирический материал. Ими описаны различные стороны брачно-семейных отношений якутов (И. Г.Георги, И. Ф.Страленберг и др.); описаны свадебные, семейные обряды и традиции воспитания детей в якутский семье (Я. И.Линденау, Р. К.Маак, В. Л.Серошевский, Н. А.Виташевский и др.).

 

Этнографы XX столетия и современности рассматривают семью как систему брачно-семейных отношений (Ю. В.Бромлей и др.), дают сравнительный анализ семейных традиций и отношений в различных традиционных культурах народов Сибири (И. С.Гуревич, Б. Н.Попов, К. Д.Уткин и др.)

 

Проблеме семьи, материнства и отцовства посвящены и культурологические исследования, которые позволяют не только рассмотреть данные проблемы в контексте культуры, но и найти глубинные основания материнской и отцовской культур. В культурологических исследованиях представлен накопленный опыт и проанализированы обычаи народов, присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие отношения в семье, связи различных традиций этнической культуры (В. А.Рамих, Г. Г.Филиппова и др.); поднимается проблема преемственности и взаимоотношений поколений, взаимосвязи культуры семьи с духовной сферой общества (С. Н.Иконникова, А. С.Запесоцкий, В. В.Селиванов, Т. Ф.Ляпкина и др.).

 

Таким образом, краткий обобщенный анализ зарубежных и отечественных исследований позволяет сделать вывод о том, что в философии, истории, социологии, антропологии и психологии сложилась определенная традиция в изучении проблем семьи и брачно-семейных отношений, воспитания молодежи. Культурология позволяет проанализировать эти проблемы в контексте культуры, что отцовства как феномена традиционной культуры якутов, который пока не был предметом культурологического анализа.

 

Источниковедческая база исследования. Значительные сведения почерпнуты из Архива Академии Наук России (СПб.) – рукописей И. П.Сойкконена[1], принимавшего участие в середине 1920-х годов в экспедиции по изучению Якутской области (темой его работы являлось изучение семейного быта якутов), и данных М. Н.Ионовой-Андросовой[2], – известного знатока этнографии своего народа. Описываемые обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка, бытовали у коренного населения вплоть до 1930-х годов. Раздел, посвященный рассмотрению игр и праздников, существующих в Якутии в настоящее время, написан Е. Н.Дьяконовой на основе собственных полевых материалов.

Источниковой основой работы послужили также материалы полевых экспедиций по республике, осуществленных автором диссертации (2002-2006). В качестве респондентов выступили отцы и дети г. Якутска, центральных, заречных, вилюйских, южно-западных, северных и колымо-индигирских групп районов Республики Саха (Якутия). Всего приняло участие в этом исследовании 350 отцов (в каждой группе по 50 отцов).

Кроме того, в исследовании феномена отцовства привлекались сведения о деятельности общественных объединений мужчин-отцов, статистических данных и периодических изданий.

 

Объект исследования – традиционная культура якутов.

Предмет исследования – семейные отношения традиционной и современной культуры якутов.

 

Цель работы – изучить феномен отцовства в традиционной культуре якутов. Данная цель обусловила выполнение следующих задач исследования:

·  показать историческую динамику семьи и семейных отношений традиционной культуры якутов;

·  раскрыть социокультурные феномены отцовства и материнства;

·  определить функции отца в этнокультурных традициях якутов;

·  на основе результатов полевых и социологических исследований выявить типы отцовства и семейных отношений в современной культуре якутов;

·  выявить роль отцовства в формировании личности ребенка.

 

Методологические основы и методы исследования. В основу исследования положен принцип системного подхода, который позволяет рассматривать семью и семейные отношения в контексте традиционной и современной культуры якутов. Важными для решения исследовательских проблем были методы сравнительно-исторического анализа и историко-типологический. Кроме того, были использованы социологические методы исследования феномена отцовства (беседа, интервью, анкетирование, опрос).

 

Научная новизна исследования заключается в следующем:

·  выявлена историческая динамика семьи и семейных отношений традиционной культуры якутов, которые были жестко детерминированы экономическими факторами, природно-климатическими условиями, сакральными нормами и предписаниями обычного права. Семья сохраняла традиционные материальную и духовную культуру, моральные нормы народа;

·  показано, что отцовство наряду с материнством выступает как базовая ценность традиционной культуры якутов, которая сохраняет, обеспечивает устойчивость и стабильность семьи и семейных отношений;

·  проанализированы традиционные семейные и родственные отношения культуры якутов, что позволило выявить значение совместного проживания родственников по отцовскому или материнскому роду, сплоченность, устойчивость и взаимопомощь членов семьи («дьукаахтаьыы», «ыаллаьыы», «бииргэ олоруу»);

·  на основе анализа традиционной внутрисемейной иерархии якутов определено, что ведущее место принадлежит главе семьи – отцу, мужу. Это обусловлено его деятельностью в качестве организатора традиционного производства (земледелия, животноводства, коневодства, рыболовства, кузнечного дела и охоты);

·  типология отцовства в традиционной культуре якутов впервые представлена в качестве предмета культурологического анализа;

·  установлено, что феномен отцовства является необходимой предпосылкой формирования в сознании ребенка гармоничности мира, полового самосознания юношей и девушек, представлений о социальных образцах реального мужского поведения;

·  на основе социологического исследования 2002-2006 гг., которое проводилось в семи районах республики, проживающих в различных природно-климатических, экономических и социально-культурных условиях, была установлена география распространения типов отцовства.

 

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Отцовство в семье и традиционной культуре якутов выполняло следующие функции: главы семьи и рода – в решении семейных проблем; репродуктивную – продолжение рода по отцовской линии; оценочную – отец оценивал индивидуальные, групповые, или иные ситуации, связанные с жизнью и деятельностью членов семьи; сохранения и сакрализации – объектов, предметов, культурных традиций, имеющих семейную ценность; регулятивную – в принятии решений, регламентации отношений с супругой; трансляционную – в осуществлении передачи норм и правил поведения; функцию социализации и социальной интеграции – приобщения детей к обычаям и традициям, внутриэтнической интеграции, поддержания внутригруппового единства этноса;
  2.  

2. Семья выступала главным хранителем успехов отцов в освоении окружающей среды и семейных традиций, которые передавались из поколения в поколение;

 

3. Увеличение числа одиноких женщин и мужчин, количественный рост разводов, увеличение «неполных» семей, разнообразие форм брака (смешанные семьи), интенсификация внебрачных сексуальных отношений – имеют негативное влияние на авторитет семьи, что изменяет внутрисемейные отношения. В современном якутском обществе происходят изменения в гендерных установках людей, в оценках роли отцовства и материнства, мужчины и женщины, что неизбежно влияет на духовные, нравственные, материальные ценности и воспитательную деятельность родителей, а это, в свою очередь, отражается на статусе и роли отца в воспитании детей;

 

4. Типология семьи в современном российском обществе вариативна. В современной культуре якутов существует три типа отцовства: 1) традиционный тип отцовства, ориентированный на собственную этнокультурную среду и направленный на воспроизведение традиционных отношений; 2) традиционный тип отцовства с уклоном на современную ситуацию, существующий в сельской местности республики. Он основан на традиционно сложившемся виде деятельности (скотоводство, коневодство, рыболовство, земледелие, охота), который существует сегодня в форме личного подсобного хозяйства и поддерживается благодаря труду мужчин. Наряду с этим имеется тенденция большего, чем в прошлом участия отца в воспитании детей; 3) современный тип отцовства, который связан с новым типом семьи – эгалитарной семьей, сформировавшейся в современной городской культуре Якутии. Эта семья, в которой муж и жена имеют образование и специальность, обьединены не только традиционными ценностями и материальными интересами, но и общими духовными устремлениями. Это и создает современный тип отцовства и благотворно влияет на воспитание детей.

5. География распространения типов отцовства отражает характерное для северных районов распространение традиционного типа отцовства. В центральных, заречных, вилюйских районах доминирует традиционный тип отцовства с уклоном на современную ситуацию. В западно-южных районах республики отцовство обладает схожими с другими районами характеристиками. Отцы из этих семей заняты в различных видах труда, но в большей части – в промышленности. Наиболее распространенным типом отцовства в современной культуре якутов является традиционный тип отцовства с уклоном на современную ситуацию, где отцы охотно используют традиционные способы воспитания, которые приучают детей к трудолюбию и патриотизму, и приобщают их к современным достижениям культуры. Это наиболее активная часть отцовского сообщества республики, которая благодаря поддержке со стороны властей и общественных организаций, приобретает авторитет.

 

6. Культурная политика государства и Республики Саха (Якутия) помогает сохранить и развить наиболее ценные особенности отцовства, от которого зависит не только дальнейшая судьба детей и подростков, но и судьба всей этнической общности.

 

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что культурологическая типология отцовства, представленная в диссертации, отражает феномен отцовства традиционной и современной культуры якутов. Исследование может являться основанием для разработки методических рекомендаций: использоваться в работе объединений мужчин-отцов, а также родителями, социальными педагогами и учителями в работе по подготовке молодежи к семейной жизни. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы также в преподавании культурологии, гендерологии, семьеведении в высших и средних учебных заведениях, в разработке семейной политики Республики Саха (Якутия) и в воспитании детей в семье и обществе.

 

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на методологических семинарах кафедры культурологии факультета якутской филологии и культуры Якутского государственного университета имени М. К.Аммосова (2007); на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2008), на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЯГУ (2000-2008 гг.). Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались и получили одобрение на республиканских, межвузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы региональной культуры и образование России на пороге третьего тысячелетия» (Якутск, 2000); Международной научной конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (Элиста, 2001); Республиканской научно-практической конференции «Духовность – веление времени» (Якутск, 2001); Х конференции молодых ученых «Развитие воспитания в контексте модернизации российского образования: психология, педагогика, социология» (М., 2002); Региональной научной конференции «Наука. Техника, Инновации» (Новосибирск, 2002); III научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (СПб., 2002-2004); Всероссийской научно-практической конференции «Язык. Миф. Этнокультура» (Кемерово, 2003); Республиканской научно-практическая конференции «Язык как основной элемент культуры: генезис, традиции и современные проблемы» (Якутск, 2004). Результаты исследования и отдельные рекомендации докладывались на семинарах, встречах-беседах, «круглых столах» с работниками образования и культуры, использовались в выездных выступлениях перед широкой общественностью.

 

Научный доклад «Функциональный анализ деятельности отца по жизнеобеспечению семьи в традиционной культуре якутов » занял I место в секционном разделе «Наука и образование» на III научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (СПб, 2002). Результаты исследования отражены в 15 публикациях автора, в том числе в одной статье в издании, рекомендованном ВАК РФ.

 

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка источников и использованной литературы. Объем диссертации составляет 178 с.

 

Основное содержание работы

 

Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, определяется ее актуальность, степень разработанности, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, определяется методология диссертационного исследования, научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость ее результатов.

 

Первая глава «Культурологический подход к исследованию отцовства» посвящена анализу динамики семьи и семейных отношений в культуре якутов, выявлению отцовства и материнства как социокультурных феноменов; характеристике отца как родоначальника и устроителя этнокультурных традиций якутов.

 

В первом параграфе – «Динамика семьи и семейных отношений в культуре якутов» рассматривается теоретическое значение семьи и семейных отношений традиционной культуры якутов.

 

У малочисленных народов Севера, в частности у якутов, основу экономической и общественной жизни составляла патриархально-семейная община («Ага ууьа»). Она состояла из отдельных семей, каждая из которых была производственной единицей, обязанной обеспечить себя всеми необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни. Каждая семья принимала деятельное участие в общественном производстве общины (сооружение зимнего жилища, совместная охота на зверей, совместная защита от врагов, отправление культов и т. п.).

 

Патриархальная семья возникает на этапе становления и развития у якутов частной собственности и разрушения старых, коллективистских отношений. Накопление богатства в руках отдельных лиц и возникновение частной собственности объективно способствовали дальнейшему укреплению семьи и семейных отношений якутского народа. Семейный союз якутов крепко стягивают многие «обручи» объективного и субъективного, «внешнего» и «внутреннего» характера, которые в совокупности составляют его национально-специфические особенности: выбор невест не по материнской, а по отцовской линии; зажиточные семьи выбирали не из соседних улусов, а из отдаленных чужих родов; бедные семьи – из соседних; господство до XIX века моногамного брака; запреты на экзогамные браки; браки путем насильственного похищения («уоруу») и браки убегом («курэтии») в XIX веке и др.

 

Патриархальная семья у якутов была результатом брака, предусматривающего обмен невест. Подтверждение этого содержится во многих героических эпосах олонхо, где описывается ситуация, когда брат выдает сестру замуж за брата своей жены. Такой брак называется «возвращение костей сестры» («агаьын (балтын) унуогун тенуннэрии»). Если молодой человек женился на девушке, у которой был брат, последний спустя некоторое время брал в жены сестру этого зятя. Брак с обменом невест имел и более общее значение, выходя за рамки одной семьи. Если девушка выходила замуж за человека из другого материнского рода («ийэ ууьа»), то молодой человек из этого рода был обязан жениться на девушке из ее рода – обмен костями («унуох атастаьыыта»). Эта форма заключения брака была распространена среди бедняков, которые подобным путем стремились избежать уплаты калыма. Часто такой брак являлся просто формой заключения родственного союза между семьями или родами.

 

Заключение брачного союза, создание семьи и жизнь в семье – все это диктовалось жесткой необходимостью выживания якутов. Нужно было вести хозяйство, т. е. заниматься скотоводством, земледелием, охотой и т. д. Такое хозяйство требовало постоянного напряжения мужских и женских сил. Эта напряженная деятельность протекала в суровых природно-климатических условиях Севера и была вечной борьбой за выживание. Поэтому искали не жену или мужа, а прежде всего сотрудника в трудной и постоянной борьбе за жизненное существование, партнера по выполнению бесконечных нагрузок хозяйственно-экономической деятельности. В семье преобладала хозяйственно-бытовая деятельность, как производственно-экономической ячейки в культуре якутов.

 

Жизнь в браке – это и способ самоутверждения, и основа социально-экономического благосостояния. Семья – универсальный организм, вокруг которого и усилиями которого развивались события индивидуальной и общественной жизни. Этим объясняется богатейшее своеобразие и разноцветье в функционировании обрядов и обычаев относительно брака, брачных церемониалов и внутрисемейных отношений.

 

В ХVIIVIII веках в якутском обществе господствовал моногамный брак, т. е. форма брака, состоящая в устойчивом сожительстве одного мужчины с одной женщиной. Известно также, что в прошлом якуты придерживались четырнадцати степеней родства, в пределах которого не могли вступать в брак.

 

Развитие экономических и общественных отношений в конце ХIХ – начале ХХ вв. приводит к ослаблению экзогамных запретов. В это время некоторые бедные молодые люди женятся на девушках одного с ними рода, лишь бы их семьи не были связаны близкими родственными отношениями. Ранний брак поощряли из страха перед старостью: он считался надежным условием удлинения срока способности женщины рожать детей. Вступали в брак и ради расширения границ родства, приобретения новых родственников.

 

У якутов исстари было принято вести домашнее хозяйство и разделять все семейные заботы и обязанности совместно с родителями или другими родственниками. Вплоть до 50-х годов ХХ века якуты жили в одном доме двумя и даже тремя разными, иногда не родственными, семьями. Причиной «дюккачества» была нехватка жилых домов в тех местах, где зимовали (зимники) или проводили лето (летники). Жизненная необходимость содержания скота на месте, из одного аласа в другой. Отсутствие какой-либо техники крайне осложняло строительство жилья для отдельной семьи. Таким образом, дюккачество было вынужденной формой воспроизводства жизни, своеобразной формой взаимной помощи и взаимозаменяемости, особенно при выполнении тяжелых, продолжительных работ, в случае болезни, в зимнюю пору при доставке сена, заготовке питьевого льда и дров для ненасытного якутского камелька и т. д. В дюккачестве-соседстве проживали, как правило, семьи, питающие по отношению друг к другу чувства дружеского расположения, взаимного тяготения и взаимоуважения. Проживание различных самостоятельных семей, хотя бы для объединения и экономии усилий, в тесном доме, не имеющем даже изолированных комнат, показывает, что семья в морально-психологическом плане еще не была достаточно сильной организацией, чтобы противостоять тяготам жизни. «Дюккачество», может быть, составляло наиболее отчетливое своеобразие семейной жизни якутов

 

На современном этапе к наиболее заметным трансформациям семейных отношений у якутов относится полное исчезновение специфически национального явления – дюккачества («дьукаахтаьыы», «ыаллаьыы», «бииргэ олоруу») – совместного проживания двух или нескольких семей в одном жилом помещении.

 

Таким образом, исторически внутрисемейные отношения якутов соответствовали патриархальной семье и имели следующие особенности: непрерывный тяжелый труд всех членов семьи; зависимость жизнедеятельности семьи от суровой северной природы; взаимная обусловленность производства и быта; чрезмерная трудность физического существования семьи, ее воспроизведения; простота и устойчивость внутрисемейных отношений, обусловленных незамысловатостью производственного механизма самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме; зависимость внутрисемейных отношений от численного состава семьи.

 

Во втором параграфе – «Отцовство и материнство как социокультурные феномены» рассматриваются соотношения отцовства и материнства, мужского и женского, детерминированность этих различий в культуре якутов

 

Отцовство и материнство представляют собой два разных института родительства, также имеющие свои специфические функции в зависимости от социокультурных факторов. Отцовство – это целый комплекс явлений традиционной культуры: от рождения ребенка, устанавливающего факт отцовства до отцовских практик и связанных с ними чувств и переживаний.

 

В параграфе рассмотрены факторы, определяющие степень участия отцовства в жизни детей. К индивидуальному фактору относится мотивация мужчины иметь детей; убеждения, связанные с отцовством; взаимоотношения с семьей, в которой вырос; возраст, когда стал отцом; пол ребенка, которого воспитывают. К фактору семьи относится взаимоотношения матери и ребенка; взаимоотношения отца и матери; взаимоотношения родителей; взаимоотношения отца – матери – ребенка. К внесемейным факторам относятся взаимоотношения с родственниками. К социальному фактору относятся взаимоотношения с соседями и друзьями. К культурному фактору относится культура детства юношей и девушек; отношение к отцовству и материнству; убеждения и ценности семьи, связанные с национальными особенностями.

 

Сфера «мужского» обращена вовне (охота, война), сфера женского – вовнутрь (дом). Мужчины преимущественно связаны с выполнением работы вне (за пределами) дома. Так, в их обязанности входят уход за скотом, очистка снега, заготовка дров и т. п. Обязанности женщины сосредоточены в основном внутри дома. Это приготовление пищи, поддержание порядка и чистоты, шитье одежды и т. п.

 

Знаком плодородия, знаком мужского начала является коновязь – («сэргэ»). Фаллическое значение «сэргэ», как символа мужского начала, имело особое значение в культуре якутов. Символ фаллоса, как знака плодородия, имело в обряде «вызывания половой страсти» («Дьалын ылыы») – испрашивание потомства у духов. Молодые женщины с помощью заклинаний шамана входили в сексуальный транс. В этом обряде символом мужского начала был «сэргэ», как символ плодородия и потомства, символ продолжения народа и бессмертия. Только мужчина может даровать женщине душу ребенка, (дарованный ему от божества «Юрюнг Айыы Тойон»).

 

Почитание материнства имеет древнюю основу. Женщину воспринимали как великий дар природы, как дарительницу новой жизни, с которой связано продолжение человеческого рода. Ей поклонялись, ее обожествляли. К матери относились как к организующему началу жизни. Разрушение божественного облика, матери, дарящей жизни, уничтожение женской святости полисными, затем мировыми религиями вело к десакрализации жизни общества. В традиционной культуре якутов материнство занимает главенствующее место в организации жизни. Все отправные моменты: зарождение жизни – рождение – рост ребенка – возмужание – смерть, в жизненном цикле зависит от светлой, лучезарной богини, дарующей жизнь – «Айыыьыт» и оберегающей ее богини – «Иэйэхсит».

В хозяйстве рядовых якутов материнский труд играл определяющую роль, поэтому ее положение носило двойственный характер. С одной стороны, она была существенно принижена в юридических и моральных правах, тяжелый труд закабалял ее, ограничивая интересы рамками домашнего хозяйства. С другой стороны, она являлась влиятельной силой в расстановке внутрисемейных отношений, от ее практичности, выносливости во многом зависело благосостояние семьи. Матери принадлежало решающее слово при сватовстве. Исследователи отмечают важную роль материнства в сфере магии и религии. Северные народы не знали сакральных запретов, ограничивающих свободу женщины, но у них действовали различные табу, например, промысловые, или в быту ей запрещалось проходить между мужем и очагом.

 

Представления мужского и женского начала у якутов наиболее ярко представлены в космических, зооморфных и антропоморфных мифах, в культах божеств и духов, числовой символике полов, а также в бинарных оппозициях. Так, например, олицетворением мужского начала во многих мифах выступает небо, а женского – земля. У якутов антропоморфные обозначения неба и земли одновременно выступали в образе лошади (небо) и коровы (земля).

 

Для мифологического сознания якутов также была характерна числовая символика мужского и женского начал, о чем свидетельствуют Я. И.Линденау, А. Е.Кулаковский, А. Н.Алексеев. Например, женское начало ассоциировалось с числом 8, а мужское – с числом 9. Восемь девушек и девять юношей сопровождают шамана на ысыахе. Число 9 связывалось с божеством «Аар Тойон», пребывающим на девятом небе, что демонстрирует связь мужского начала с божественным высшим существом.

 

В якутской мифологии «Юрюнг Айыы Тойон» предстает в мужском обличье, а богиня плодородия («Айыыьыт»), вдыхающая душу («кут») ребенку, – в женском. В обряде деторождения «Айыыьыт» символика души («кут») мальчика проявляется в виде лука со стрелой, ножа или урасы, а девочки – в виде ножниц.

 

Эпическое дерево «Аал Луук мас» ассоциируется с богиней земли «Аан Алахчын Хотун». Символом женского начала в мифологии является персонаж «Аан Алахчын Хотун». Женщина-мать «Аан Алахчын Хотун» есть посредница между человеком и природой. В олонхо она дарует своим грудным молоком жизненную силу богатырю Среднего мира. То, что нам дарует силу, тепло, ласку, оберегает нас – Мать, мы называем «Ийэ». «Ийэ» показывает трепетное отношение к природе – («Сир ийэ», «Аан Ийэ дойду», «Ийэ Хотун»). Природу мы одушевляем, считаем, что она тоже болеет, сердится и радуется за нас. Человек – дитя природы и мы должны относиться к ней как к своей матери.

 

В пространстве якутского жилища правая сторона мужская, а левая – женская. Данная связь отражается, например, в обряде «Айыыьыт тардар» при обращении бездетных и малодетных женщин к шаману. Девушки стоят на постели с левой стороны, а юноши – с правой. В повседневной жизни связь левой стороны с женским началом, а мужской – с правой, достаточно устойчива.

 

На основе приведенных данных можно сказать, что в традиционной культуре якутов существовали специфические представления об отцовстве и материнстве, о мужском и женском начале.

В третьем параграфе – «Отец как родоначальник и устроитель этнокультурных традиций якутов» раскрывается сущность отцовства в традиционной культуре якутов.

 

Представления об отце как родоначальнике и устроителе культурных традиций якутов сложилось еще в эпическое время, в патриархально-родовой структуре. Отец – глава семьи, имеет орудия борьбы, коня и юрту с необходимыми пристройками. Только младшие сыновья (или единственные) основывают свое отдельное хозяйство на двух источниках: на доле жены и имуществе родных.

 

Существует целый цикл повествований о знаменитых первопредках якутов: Омогой Бае, Эллэй Боотуре и Улуу Хоро, об их потомках. Также известны предания о воинственном кангаласском родоначальнике центральных районов Якутии Тыгын Тойоне, жившем в конце XVI – начале XVII века. Прародитель якутов Омогой Баай прибыл со своими людьми на Среднюю Лену, облюбовал местность около озера Сайсары и навсегда осел там. Вскоре к ним присоединился Эр Со5отох Эллэй Боотур, человек неопределенной племенной принадлежности. Три года проработав в хозяйстве Омогоя, Эллэй женится на нелюбимой дочери хозяина. За что он был выгнан со своей молодой женой. Благодаря своему таланту, трудолюбию он обустроил свое хозяйство.

 

Фольклор сохранил образы Омогоя Бая и Эллея Боотура как многосторонне развитых и рачительных хозяев. Существует целый цикл вариантов преданий. У Эллея народилось семеро сыновей. Он и его сыновья считаются культурными героями, один из них – Лабынгха Сююрюк был первым шаманом от божеств айыы, другой – первым кузнецом. Эллэй изобрел все виды якутской деревянной посуды для молочных продуктов, он же учредил летний праздник – «ысыах», посвященный айыы, на котором испрашивали счастье и богатство, принося в жертву молочные продукты. Эллэй часто выступает с эпитетом Эр со5отох, т. е. «одинокий», что сближает его с эпическим героем Эр со5отохом из олонхо. В родословной Элляя упоминается девять поколений. Каждая родовая ветвь сопровождается пояснением «отец и сын» («Ага уонна уол»).

 

В письменных русских источниках XVII-XVIII веков появляются имена якутов, состоящие их двухчленных слов. Там четко прослеживается линия «отец и сын». Например, Мазары Бозеков (отец Бозеко), Мазарик Дуреев (отец Дурей), Чеко Даванин (отец Давани), Калгий Откураев сын (отец Откурай). Нонуян Тимуков сын (отец Тимук), Софрон Сыранов (отец Сыран) и т. д. Или «Чабдайко Тыгынов сын».

 

В ясачных списках названы имена богатых тойонов. Против каждого князца есть дополнительная приписка (в новой публикации), принятые в якутской традиции. В работе Г. В.Попова «Хантан хааннаахпытый?» (Откуда родом) имеется сведения об ясачных людях на 1648 год. По этим данным, кровно-родственная связь прослеживается более выразительно. Каждый год упоминается отцовство сына, т. е. документально подтверждается общепринятый именник отчество-фамилия.

В родовых поместьях землепользование, установление потомственных этнокультурных традиций в родовой патриархальной жизни шло по отцовской линии. Сильные, обученные, подготовленные воины носили титулы и звания тойонов, боотуров. В составе родовых дружин входили также «бетестер». Во главе родовых родовичей были мужчины-тойоны («баьылыктар»). Генеалогическое древо начиналось обычно с легендарной истории праотца племени, родоначальника мужской половины. Мужская связь преемственности идет по этнокультурной традиции.

 

В давние времена у якутов была система богатырского воспитания, своя индивидуальная школа воинского обучения, в которую отдавали с 3-х до 18 лет. Одним из серьезных испытаний было демонстрация сноровки, бойцовского характера будущего воина («суллурдээьин»). В сфере деятельности мужского воспитания участвовали отец или известный, именитый воин-наставник («уьуйааччы», «уерэтээччи»). Учили его боотуры увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями; потом, когда он подрастал, пускали в него (деревянные) стрелы, прикрепляя к кончику их короткие иголки, а позже стреляли в него настоящими стрелами. Потом, если приходили к заключению, что он созрел-возмужал, то вторично показывали предсказателю. Если тот говорил: «Действительно, он может носить панцирь, снабдите и оденьте его», – тогда готовились надеть на него панцирь. Как только вручат ему доспехи, он выскакивает во двор, на ходу пронизывает сердце человека, поставленного для этого около камелька, подняв его на пику, выбрасывают во двор («поднять илбис» или «окрасить кровью оружие»). С этого дня он носит звание воин («боотур»).

 

Специальная физическая подготовка особенно нужна была в древности воинам-мужчинам. На всех этапах профессионального обучения зримо и незримо присутствовал отец. Он находился в курсе общего развития сына. С его одобрения, личного согласия воины-богатыри занимались воспитанием юноши. Физические, боевые учения сопровождались общеэтическими наставлениями сакрального характера, сложившихся этнокультурных традиций.

 

К добродетельным качествам относятся честность, правдивость, общительность, вежливость. Особенно в мужской среде высоко ценились верность дружбе, братскому единству, почтительное отношение к старшим или главе семьи. Порицались хвастовство, обман, эгоизм, грубость, жадность, скупость, высокомерие, зависть.

 

Таким образом, следует отметить, что якутский народ в течение многих столетий создал самобытную житейскую культуру по воспитанию молодого поколения с учетом суровых природно-климатических, социально-экономических, национально-бытовых условий своей жизни.

 

Вторая глава «Типология отцовства и семейных отношений в культуре якутов» посвящена определению функций отца в этнокультурных традициях якутов; выявлению типов отцовства и семейных отношений в современной культуре якутов; роли отцовства в формировании личности ребенка. В первом параграфе «Отец – хранитель и транслятор семейных традиций якутов» рассмотрены внутрисемейные отношения якутов, которые строились по принципу строгой субординации: младшие подчинялись старшим, а непререкаемым авторитетом был глава семейства – отец, владелец средств производства, от воли которого часто зависела судьба детей и жены. Все это опиралось на вековые традиции и культуру, неписаные правила совместного проживания членов семьи и ближайших родственников, на нормы обычного права. Право здесь выступало в виде обычая, а сама идея права сочеталась с идеей нравственности.

 

В некоторых семьях существовало удивительное по своей природе правило, которым руководствовался глава многодетной патриархальной семьи, чтобы твердо поставить одних сыновей (а через них и весь будущий род) на стезю праведности и благополучия. Отец лелеет сына избранного, но одновременно и стращает сына невнемлющего. Однако такое отцовское отношение, как бы противоречащее самому отцовству, руководствовалось всесторонним и глубоким осознанием сложности жизни, проистекающей иногда даже из гипертрофированной ее суровости. Необходимо было приноровиться к тяжелому труду в суровых климатических условиях. Отец укреплялся во мнении, что для него дозволительными (или, по крайней мере, простительными) являются такие средства, как утверждающая острастка и карательное запугивание. Но, отмеченное выше можно отнести к противоречиям якутской семьи. В семье преимущественно царила дружелюбная и взаимопонимающая атмосфера.

 

Внутрисемейные отношения отражали уникальную традиционную культуру. Традиционная семья – это умелая организация (руководство, власть), хозяйственно-бытовая деятельность, распространение необходимых навыков повседневной жизни, воспитание детей, включая соблюдение норм и правил. Важнее всего – этика, строгая (иногда противоречивая) мораль. Все это вместе взятое провозглашено основой социального порядка не только членов семьи, но и общества в целом, важнейшим условием достижения гармонии в семье и обществе культуры якутов. Неписаные правила были важнейшими организующими, дисциплинирующими и в то же время разделяющими людей по занимаемому положению (рангам) факторами. Эти правила – объективная норма, противостоящая как угодничеству, так и произволу, позволяющая сохранить достоинство.

 

Мужчинам и их занятиям приписывался более высокий социальный статус. Высокий статус мужской половины семьи привязывал отца и детей незримыми нитями кровных связей, повышал ответственность каждого в деле сохранения и умножения семейных традиций. Поэтому воспитательный процесс по отцовской линии в рамках социального института приобретает особое значение.

 

В семейной культуре якутов, отцовство всегда окружалось почитанием и пользовалось непререкаемым авторитетом. Во внутрисемейной иерархии отчетливо видно место главы семьи, что обусловлено деятельностью отца, выступающего, как обычно, организатором производства. Эта деятельность на протяжении функционирования патриархальной семьи не умаляется, потому что единственным источником жизни, основой, на которой формировалась традиционная культура якутов, сохранившаяся до сегодняшних дней, являются: земледелие, животноводство, коневодство, рыболовство кузнечество и охота.

 

В народе были устоявшиеся понятия мужской доблести, чести, силы, доброты, порядочности. Основательность, честность, уравновешенность, разумность, взаимоуважение и почитание старших были руководящими принципами нравственности.

 

У всех народов Крайнего Севера практиковался обычай: юношей, достигших определенного возраста, отправлять в самостоятельную жизнь, где они должны были обеспечить себя пищей, жильем, всем тем, что необходимо для быта человека. Воспитание самостоятельности – неотложные требования сегодняшней реальности и предполагает формирование у подрастающего поколения целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящих в жизни ситуаций и явлений.

 

Принято считать, что культура воспитания как общественное явление, видоизменялась в связи с взаимоотношениями с другими явлениями жизни этноса. Трансформация содержания трудовой подготовки происходила из-за изменения требований общества к выполнению ее членами определенных социальных функций. На ранних этапах существования якутов воспитание детей заключалось в передаче им жизненно-практического опыта и житейских правил. В рассматриваемый период трудовая деятельность, в основном, заключалась в обеспечении многодетной семьи средствами существования. Труд всех членов семьи был однообразным и очень тяжелым. Быт, хозяйство, занятие промыслами были взаимосвязаны, не носили дифференцированного характера. Поэтому в тот период воспитание рассматривалось как трудовая подготовка подрастающего поколения.

 

Главной целью воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь и, прежде всего, в жизнь своих родителей, взрослых. Старшие заботились о всестороннем развитии детей; развивали и закаляли физически, с раннего детства знакомили с нравственными и этическими понятиями, прививая соответствующие навыки в поведении, передавали знания об окружающей среде, ее богатствах и способах существования в ней, обучали трудовым навыкам.

 

Все это вытекало из векового жизненного опыта предков и диктовалось жизненной необходимостью. Хозяином тайги и тундры мог быть только человек хорошо развитый физически, умеющий бороться с жестоким морозом, невыносимой жарой, с морем, ветром, с различными капризами природы. Детям передавался многовековой опыт порой жестокой борьбы за существование и выживание.

 

У якутов принято к детям старшего возраста относиться как к равным, с большим доверием. На старших сына и дочь возлагаются обязанности воспитания младших детей. В зависимости от успехов в промыслах и других трудовых занятиях авторитет детей в семье повышается. Родители, считая, что труд и его качество украшают человека, учат своих детей при езде беречь коня, следить за исправностью сбруи, высушивать и чинить ее, работая, не оставлять за собой огрехов. Малышей принято подбадривать похвалой.

 

Якуты воспитывают у своих детей трудовую смекалку, находчивость и выносливость. Довольно рано дети приобретают навыки, связанные с производственной жизнью семьи. Детей учат догонять зверя по следу, который только привычный глаз охотника может определить по изменениям трав, по едва смятым и перевернувшимся листьям, погнутым стебелька тальника и берез. Зимою преследовать белку по следу на снегу или по снежным порошинкам, которые роняет это маленькое животное, перебегая по ветвям. Учат такому искусству выслеживания, чтобы угадать, где зверь остановится для еды и отдыха.

 

К семейным культурным традициям якутов относится чистоплотность, аккуратность в быту, чистота одежды, а одной из отличительных черт издавна считается честность. Якутских девушек в семье воспитывали и прививали немногословность, скромность, застенчивость. Народные мудрецы, исходя из личных наблюдений и опыта выработали ряд полезных советов для родителей: у сердобольных родителей – дети плаксивые; не воспитывай ребенка капризным: вырастет – станет чванливым; в разговоре с ребенком будь осторожен; дурной пример заразителен; какова семья, таков и ребенок; сразу пресекай дурные привычки и манеры.

 

Таким образом, сохраняется традиционный авторитет престарелых родителей, им отдается дань уважения. Довольно часто за юридическим главенством мужа наблюдаются равноправные взаимоотношения супругов или же главенство жены, зависящее часто от ее социального статуса. В прошлом «мать при жизни мужа» пользуется главным образом правами хозяйственного распоряжения по дому. По смерти мужа в иных местах, особенно, где существует система пользования супругами имущества, к ней переходят и отеческая власть. В целом, проблема главенства в семье зависит как от вариантов семейного устройства, так и от семейной традиции, утверждающей официальное положение отца в семье, что отражено в схеме 1.

 

Схема 1

Отцовская линия семейной структуры

 

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image001_116.gif

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image002_107.gif

 

 

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image003_78.gifhttp://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image004_611.gifПредназначение

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image005_49.gifhttp://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image006_38.gifhttp://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image007_39.gifОТЦА

(«Ага анала»)

 

Таким образом, отец в семье оценивался по своему положению, по роду занятия, по своим достижениям, поэтому, традиционно в идеалах мужественности подчеркивались такие качества, как: охотник («булчут»), трудолюбивый («улэьит»), сильный («куустээх»), выносливый («куустээх»), мужественный («эр санаалаах»), добытчик («булугас-талыгас»), рассудительный, мудрый («мындыр») и др.

 

Во втором параграфе на основе социологических и полевых исследований рассматривается «Современное состояние отцовства в Республике Саха (Якутия)». Реализация демографической политики неотрывна от жизни обычной семьи. От состава каждой семьи, ее материального, духовного и культурного развития и характера ценностных ориентаций зависит благополучие всего общества.

 

Вопросам охраны семьи и детства, укреплению и возрождению семейных традиций в Республике Саха (Якутия) уделялось достаточно внимания даже в самые нелегкие годы. Для активизации семейной политики в 1994-1996 гг. – впервые был объявлен год семьи. В 1999-2000 годы в Республике прошел год детства и детского спорта. В 2006 году были подведены итоги трехлетней реализации года здоровой семьи в Республике Саха (Якутия).

 

Прошедшие столетия не изменили основу поведения мужчин по отношению к своим детям – отец в первую очередь обучает, подает пример образу мышления и мировоззрения. Ученые установили, что интеллектуальное развитие современного ребенка напрямую зависит от его отношений с отцом. Разумеется, малыши любят своих матерей, ищут у них поддержки и понимания, но 98% всех знаний и жизненного опыта они получают именно от отцов.

 

Жизненные факты свидетельствуют: принятие дара и долга отцовства оказывает влияние на личность мужчины. Исследования, проведенные в республике, подтверждают следующий факт: чувствовавшие в детстве и в юности отцовскую любовь юноша и девушка больше удовлетворены своей жизнью, более счастливы в обыденной жизни и менее подвержены психологическим стрессам. Дети любимые обоими родителями – отцом и матерью, более уверены в себе, меньше болеют, более успешны в получении образования и дальнейшей социализации.

 

В силу различных объективных обстоятельств сиротство стало социальной проблемой. Беспристрастная статистика по всему миру показывает: безотцовщина – источник и обязательный спутник всех общественных зол. Это прямой результат утери авторитета отцовства, чрезмерной либерализации семейных устоев. Есть жестокое выражение «поколение помоек», т. е. поколение детей, выросших в семьях, разрушенных сексуальной и феминистской революциями. Отчуждение от отцов ведет детей к более обширному, чуть ли не «круговому» диапазону отчуждения – от сверстников, от самих себя, в конечном счете, и от матери. Общеизвестно, что в республике среди несовершеннолетних правонарушителей – 80% растут в семьях без отцов.

 

В Республике Саха (Якутия) по итогам 2006г. проживает 461,7 тыс. мужчин и 488,2 тыс. женщин, что составляет 48,6% и 51,4% всего населения. Из них 255 тысяч мужчин находятся в возрасте от 20 до 55 лет, т. е. на подъеме и в расцвете физической и интеллектуальной формы. Мужчины составляют 50,4% всех занятых в экономике Республики Саха (Якутия). Самыми «мужскими» остаются такие сферы занятости как: строительство, где 81,6% всех работающих – мужчины; энергетика и газовая промышленность – 80%; транспорт и связь – 76%; добывающие отрасли – 71% и сельское хозяйство, рыболовство, охота и лесное хозяйство – почти 66% работающих.

 

По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, картина безработных мужчин выглядит следующим образом: самая многочисленная группа безработных мужчин сосредоточена в возрастной группе от 20 до 29 лет и в группе от 35 до 39 лет.

 

Мужчины в республике живут меньше – это реальный факт с глубоким социальным содержанием. Уровень смертности мужского населения выше в 1,8 раза, чем женского населения, и составляло в 2006 году соответственно 12,3 и 7,8 на 1000 населения. Особенно существенны различия смертности мужского и женского населения в трудоспособном возрасте. Смертность мужского населения в трудоспособном возрасте в последние годы более чем в 3 раза превышает смертность женского населения, в отдельных возрастных группах эти различия более значительны.

 

За последние годы в республике одной из приоритетных задач семейной политики является повышение статуса и авторитета отцовства. Установленный Указом первого Президента Республики Саха (Якутия) №685 от 15 февраля 1999г. ежегодный праздник – «День отца» поистине стал всенародным праздником, где чествуются отцы, главы семейств. В целях морального поощрения и повышения отцовства в воспитании подрастающего поколения учрежден почетный знак «Ытык а5а» («Почетный отец»), которым ежегодно указом президента РС(Я) награждаются 3 многодетных отцов, воспитавших достойных детей.

 

Отцовство в Республике Саха (Якутия) также переживает сложные времена. Сегодня хорошо видны негативные последствия нетрадиционных, аномальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, между отцами и матерями. Впервые в г. Якутске 29-30 апреля 2007 г. проводился 1 съезд отцов Республики Саха (Якутия). Отцы-делегаты обсудили актуальные проблемы семейной политики, определили место и роль отцовства в современной семье и обществе. На основе современных типов отцовства, разработанных диссертантом мной, выработана Резолюция Первого съезда отцов Республики Саха (Якутия), определены основные социально-экономические, социокультурные положения отцовства в семье и обществе.

 

В параграфе отмечается, что обязанности отца еще более ответственны, деятельность отца имеет некоторые преимущества по сравнению с матерью, они состоят в следующем: более широкий круг общения отца с различными людьми, занятия техникой, спортом, охотой, рыболовством, возможность больше времени проводить на природе дают детям хорошие знания о жизни и природных явлениях; жизненный опыт отца, кругозор, знание обстоятельств политической и общественной жизни, знание философии и психологии своего народа положительно влияют на развитие личности ребенка; своим веским словом, компетентностью в любых жизненно важных делах, конкретностью в общении отец особо притягивает к себе мальчиков, активной жизненной позицией и требовательностью способствует развитию и укреплению воли, характера и темперамента ребенка; отец уделяет особое внимание всестороннему развитию личности ребенка, развивает у него пытливость и любознательность, закладывает нравственные устои, закаляет физическую силу, воспитывает эстетические вкусы, создает все необходимые условия для его дальнейшего развития; отец предостерегает ребенка от влияния негативных факторов на его воспитание, заранее предпринимает все меры, чтобы уберечь детей от различных негативных явлений со стороны окружающей среды, близких друзей и серьезных отрицательных антиобщественных влияний.

 

В третьем параграфе «Отцовство в формировании личности ребенка (на примере социологического исследования в Республике Саха (Якутия)» рассматриваются основные проблемы отцовства в воспитании личности ребенка. Выделены основные проблемы отцовства: низкое материальное положение (41,5%); проблемы с жильем (34,7%); отсутствие социальных гарантий на случай болезни, старости, безработицы, инвалидности (30,3%), незащищенность от насилия, роста уличной преступности (29,6%). На сегодняшний день отец как глава семьи оценивает ситуацию, формирует семейную политику и проводит ее в практическую жизнедеятельность (Схема 2).

 

Схема 2

Жизнедеятельность отца

(родовая линия)

 

Роль традиции и обычаев народа

(«Угэьи тутуу»)

 

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image008_34.gif

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image009_311.gif

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image010_27.gif

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image011_24.gif

Продолжатель рода

(«Удьуору салгааччы»)

 

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image012_18.gifhttp://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image013_18.gif

 

http://www.pandia.ru/wp-content/uploads/2011/03/wpid-image014_111.gif

Проведенное социологическое исследование позволило выработать некоторые практические рекомендации: необходима поддержка стратегии улучшения положения мужчин и отцов в Республике Саха (Якутия) в виде специальных программ в области занятости, образования, здравоохранения, просвещения, и т. д., которые будут способствовать повышению их материального и морального статуса в семье и обществе. Своевременным становится постановка вопроса о принятии республиканского Закона Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», который позволил бы сбалансировать позиции отцов и матерей, обозначил бы приоритеты в области семейной политики и создал бы дополнительные условия для стабильного развития института семьи в Республике Саха (Якутия).

 

Правоохранительным органам углубить профилактическую и просветительскую работу среди мальчиков и юношей с целью раннего предупреждения юношеской преступности; усилить взаимодействие с общественными организациями и муниципальными социальными органами с учетом социально-психологического поведения мужчин и отцов, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях грозящей или наступившей безработицы.

 

Создать «Институт отцовства» в Комитете по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), в целях пропаганды и популяризации среди населения и молодежи здорового образа жизни, а также содействия отцам в преодолении трудных жизненных ситуаций и семейных конфликтов

 

В Заключении исследования обобщаются итоги исследования и даны основные выводы.

Публикации в изданиях рекомендованных ВАК РФ:

1. Протопопов С. С. Проблемы современного отцовства / С. С. Протопопов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. №17 (43): в 2-х ч. Аспирантские тетради. – Ч.1. Общественные и гуманитарные науки: научный журнал. – СПб, 2007. – С. 273-275.

Публикации в других изданиях:

2. Протопопов С. С. Роль отца в воспитании юноши / С. С. Протопопов // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге третьего тысячелетия: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Якутск, 2000. – С. 66-67.

3. Протопопов С. С. Духовность в воспитании юноши / С. С. Протопопов // Философско-культурологический журнал: Тускул. – 2002. – №1.: материалы Первой республиканской науч.-практ. конф.: «Духовность – веление времени» 30-1 декабря, 2001. – Якутск, 2002. – С. 25.

4. Протопопов С. С. Формирование личности юношей в современном ВУЗ-е / С. С. Протопопов // «Наука сайдар сагахтара»: факультетская науч. конф. аспирантов и молодых ученых, посвященная 10-летию ФЯФК. – Якутск, 2002. – С. 9-11.

5. Протопопов С. С. Роль отца в воспитании юноши в традиции народа саха / С. С. Протопопов // Семья в России. – 2002. – № 3. – М., 2002. – С. 115-116.

6. Протопопов С. С. Воспитание юноши в традиционной культуре народа саха: роль отца и отцовского воспитания / С. С. Протопопов // Развитие воспитания в контексте модернизации российского образования: психология, педагогика, социология: материалы Х конф. молодых ученых; под общ. ред. И. В. Цветковой. – М., 2002. – С. 61-63.

7. Протопопов С. С. Гендерные отношения в культуре народа саха / С. С. Протопопов // Наука. Техника. Инновации: материалы докладов региональной науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых в пяти частях. – Новосибирск, 2002. – Ч.5. – С. 34-36.

8. Протопопов С. С. Функциональный анализ деятельности отца по жизнеобеспечению семьи в традиционной культуре народа саха / С. С. Протопопов // Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации: материалы III науч.-практ. конф. – СПб., 2002. – С. 77-85.

9. Протопопов С. С. Деятельность отца по жизнеобеспечению семьи в традиционной культуре народа саха / С. С. Протопопов, М. Н. Егоров // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы международной науч. конф. (6-7 декабря 2001 г.). – Элиста, 2003. – С. 206-214.

10. Протопопов С. С. Роль пословиц и поговорок в воспитании юноши / С. С. Протопопов // Проблемы формирования культурного пространства Якутии на рубеже третьего тысячелетия / сост. Б. Н. Попов. – Якутск, 2003. – С. 182-186.

11. Протопопов С. С. Мифологические представления саха о мужском и женском началах / С. С. Протопопов // Язык. Миф. Этнокультура; отв. ред. Л. А. Шарикова. – Кемерово, 2003. – С. 273-277. – (Серия «Проблемы лингвокультурологии», Вып. 1.).

12. Протопопов С. С. Потенциал отца в воспитании юноши / С. С. Протопопов // Этнопедагогика в условиях модернизации Российского образования: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. 24 июня 2004 г. – Якутск, 2004. – С. 204-205.

13. Протопопов С. С. Отцовство как явление культуры / С. С. Протопопов / Положение мужчин и отцов в Республике Саха (Якутия); под ред. А. Е. Сергучева. – Якутск, 2004. – С. 59-68.

14. Протопопов С. С. Роль афоризмов в воспитании юноши / С. С. Протопопов // Язык как основной элемент культуры: генезис, традиции и современные проблемы: материалы Республиканской науч.-практ. конф. 26 ноября 2004 г. – Якутск, 2006. – С. 107-108.

15. Протопопов С. С. Отцовство как феномен семейной культуры / С. С. Протопопов // Кафедра культурологии – кафедра духовности: сб. науч. тезисов; под ред. Б. Н. Попова и др. – Якутск, 2006. – С. 31-33.

[1] ААН СССР. Ф.47, оп. 2, №157, 158; ф. 135, оп. 2, №258.

[2] ААН СССР. Ф.47, оп. 2, №82.