Интервью с немецкой феминисткой

Интервью с немецкой феминисткой

Уже несколько десятилетий Алиса Шварцер олицетворяет немецкий феминизм. В 2011 году она выпустила автобиографию, которая была на удивление благосклонно встречена критиками. Goethe.de побеседовал с Алисой Шварцер.


Госпожа Шварцер, Симона де Бовуар в 1949 году заметила, что «борьба выиграна». Через 20 лет она резюмировала, что женщины почти ничего не добились. Наверняка с 70-х годов ситуация изменилась. Как Вы думаете, борьбу, которую вело женское движение, на сегодняшний день можно считать выигранной или проигранной? Разумеется, существуют различия между феминизмом, женским движением и фактическим социальным развитием, в ходе которого женщины стали принимать более активное участие в трудовой, общественной и политической деятельности. Какую роль сегодня в этой картине играет феминизм?

 

Женское движение 70-х годов было, без сомнения, наиболее значительным по своим последствиям социальным движением второй половины XX века. Мы, феминистки, за прошедшие 40 лет провернули настоящую культурную революцию! Сегодня мир открыт для женщин – по крайней мере, в теории. Женщины имеют доступ ко всем сферам общественной жизни и начинают проникать в самые «мужские» области: например, в Германии женщина заняла пост высшего руководителя государства. И все большее количество отцов понимают или хотя бы догадываются, что в современном мире недостаточно по воскресеньем ходить с сыном на футбол или время от времени покупать дочери мороженое. То есть, в течение этих лет мы, женщины, продвигались к успеху семимильными шагами.

 

И в то же время эти завоевания не гарантированы. Напротив, их приходится защищать каждый день. Например, приходится отстаивать право на аборт. Существуют некоторые старые проблемы, а также возникли новые. Женщины в наше время работают наравне с мужчинами, а мужчины все еще не готовы взять на себя половину обязанностей по ведению хозяйства. И самое важное: проблема семейного и сексуального насилия продолжает существовать. Это унижает женщин и детей, выбивает у них почву из-под ног. Вред сексуального насилия в наши дни открыто преуменьшают, или насилие даже приветствуют, одобряя проституцию или мирясь с повсеместным присутствием порнографии. Под порнографией я имею в виду установление связи между сексуальным желанием и желанием унижать и насиловать. Это разрушительным образом сказывается не только на женщинах и детях, но и на мужской сексуальности. Так что феминисткам и тем, кто им сочувствует, предстоит еще немалая работа.

 

«История моей жизни одновременно характерна и нехарактерна»

Обложка книги  «Автобиография» (Curriculum Vitae); © Kiepenheuer & WitschКакую роль феминизм сыграл в Вашей жизни?

Я как раз опубликовала первую часть своих воспоминаний. Свою «Автобиографию». История моей жизни одновременно характерна и нехарактерна. Характерно то, что я девочка послевоенного времени, когда женщины были сильными, а мужчины – потерявшими уверенность, но от того еще решительнее утверждавшими свое превосходство. Нехарактерно то, что меня растили бабушка и дедушка, хотя и очень молодые. Они были не только уверенными антифашистами, они в чем-то поменялись ролями внутри семьи: дедушка был моей «социальной матерью», то есть, заботился обо мне и следил, чтобы мне всего хватало, а бабушка задавала тон в сфере нематериального.

Когда я выросла, я поначалу не понимала, почему бы мужчинам не заниматься детьми, а женщинам – интеллектуальной деятельностью. Я не могла выразить словами дискомфорт, возникающий от противоречий, которые я видела. Эти слова мне дало только женское движение. В моем случае было так: сначала я прочла «Другой пол» де Бовуар и «Тайну женственности» Бетти Фридан. А затем, в «час ноль» в 1970 году стала одной из первых сторонниц женского движения в Париже, где начинала работать корреспондентом. Опыт участия в этом анархистски-творческом подъеме «движения за освобождение женщин» повлиял на всю мою дальнейшую деятельность и систему взглядов.

 

В Германии в 1971 году я организовала протест против запрета на аборты, опубликовала первые книги, а в 1977 основала журнал EMMA. И по сей день я редактор и издатель независимого феминистического журнала. То есть, феминизм представляет собой центральную часть моей жизни. При этом мне, как человеку с обширным политическим кругозором, грустно от того, что мне приписывают принадлежность к феминизму самого примитивного толка (примерно в таком духе: «феминистки – это те, у которых зуб на мужчин»). А ведь феминистки – это просто женщины, которые осознают гендерную составляющую жизни во всем мире. И которые борются с тенденциям злоупотребления силой.

 

Условия изменились – а с ними и формы борьбы

Обложка журнала EMMA 1/2012; © EMMAКак Вас воспринимают женщины из поколения современных студенток? Вы находите у них понимание и одобрение? Как Вы со своей стороны оцениваете положение сегодняшних двадцатилетних?

 

Аудитория журнала EMMA – самая молодая среди аудиторий всех немецких женских журналов: каждой третьей читательнице нет и 30 лет. А если Вы заглянете на наш сайт (www.emma.de), то подумаете, что EMMA – это молодежный журнал. В общем и целом, среди современных молодых женщин есть те, которые осознают проблему и те, которые не осознают или тяготеют к оппортунизму – совсем как в моем поколении. В конце концов, возраст не является решающим критерием. Важнее то, что изменились условия, а с ними и формы борьбы. В качестве хорошего примера можно привести «Фемен», женскую протестную группу с Украины, которую мы поместили на обложку последнего выпуска журнала. Они протестуют против торговли женщинами и проституции – и делают это с обнаженной грудью и гордым лицом. Такова новая ирония. Мне кажется, что это интересно.

 

Несколько умозрительный вопрос: будет ли продолжаться процесс эмансипации? Произойдет ли феминизация общества? Как она могла бы выглядеть?

 

Я не думаю, что ‚феминизация‘ общества полезна. Я бы больше хотела гуманизации общества. Ведь необходимо пересмотреть не только традиционную концепцию «маскулинности», но и концепцию «женственности». Они обе деформировали людей. Но я опасаюсь, что перед этой гуманизацией может произойти попытка восстановления «маскулинности» – ренессанс мачизма и насилия. Как в международном масштабе – чего хотелось бы исламистам, – так и в сфере частной жизни. И здесь мы тоже должны найти конструктивные меры противодействия.

 

Источник: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/den/fem/ru8629132.htm