Гомосексуализм в США

Гомосексуализм в США

За последние два десятилетия нормативные акты США претерпели значительные изменения - в основном из них изъяты пункты, дискриминирующие геев и лесбиянок. Тем не менее общий уровень толерантности по отношению к гомосексуалам остается в американском обществе довольно низким. По подсчетам National Gay and Lesbian Task Force, в 23 штатах США приняты нормы уголовного законодательства, предусматривающие более серьезные наказания за преступления, совершенные против геев, лесбиянок и транссексуалов. В то же время, исследование Princeton Survey Research показало, что 88% американцев считают, что гомосексуалы являются наиболее дискриминируемой частью населения США. Для сравнения - аналогичного мнения в отношении эмигрантов придерживаются 76% опрошенных. По данным ФБР, в 2001 г. жертвами насилия и дискриминации стали более тысячи геев и лесбиянок. По данным организации «Legal Defense Network», в 1999 г. в отношении военнослужащих-геев совершалось примерно три преступления в день. В 2000 г. число таких преступлений возросло на 42%. Тем не менее по информации The Gay & Lesbian Victory Fund, открытые геи и лесбиянки ныне занимают должности в 228 из 511 тысяч органов власти США, комплектуемых на основе выборов. В Палате Представителей Конгресса США (375 членов) заседают трое открытых геев и лесбиянок: Тамми Болдуин и Барни Франк - демократы, Джим Колб - республиканец [1]. Данная информация касается ситуации, когда действовал предыдущий состав Конгресса.

По данным той же организации, на прошедших (последних) в США выборах одержали победу 67 кандидатов, которых она поддержала. Они были избраны на должности федерального и местного уровней. В нескольких штатах кандидаты нетрадиционной ориентации одержали победы впервые в истории [2].

В США социальное движение, направленное на получение юридической защиты гомосексуального брака, началось в начале 1970-х годов. Это движение поддерживают некоторые организации, а также лица, наделенные административной властью. Среди них Альтернативы к проекту брака (Alternatives to marriage project), Американский союз гражданских свобод (the American Civil Liberties Union), Американская психиатрическая ассоциация (the American Psychiatric Association), Американская психологическая ассоциация (the American Psychological Association), Свобода брака (Freedom to Marry), Адвокаты и защитники геев и лесбиянок (the Gay & Lesbian Advocates & Defenders), Союз геев и лесбиянок против клеветы (Gay & Lesbian Alliance Against Defamation), Кампания за права человека (the Human Rights Campaign), Coretta Scott King, Lambda Legal, Брачное равноправие США (Marriage Equality USA), Mass Equality, the Metropolitan Community Church, Национальный центр по правам лесбиянок (National Center for Lesbian Rights), National Gay and Lesbian Task Force, Национальная организация женщин (National Organization for Women), Пресвитерианская церковь (Presbyterian Church), Реформированный иудаизм США (USA Reform Judaism), the Unitarian Universalist Association, Объединенная церковь Христа (the United Church of Christ), Епископальная церковь (the Episcopal Church) и Объединенные сельскохозяйственные/фермерские работники (United Farm Workers) [3].

Это движение также поддерживают такие партии, как Коммунистическая партия США (the Communist Party USA), Партия зеленых США (U.S. Green Party), Либертарианская партия Соединенных штатов (the United States Libertarian Party), Социалистическая партия США (the Socialist Party USA) и несколько демократических партий отдельных штатов [3].

В 2006 году однополый брак (same-sex marriage) поддержали мэры Атланты, Бостона, Чикаго, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Солт-Лейк-Сити, Сан-Франциско и Сиэтла [3].

Среди тех, кто поддерживает создание особого юридического статуса для однополых пар в форме гражданского союза (civil union) или законопроект домашнего/семейного партнерства (domestic partnership legislation), - губернаторы Калифорнии, штата Коннектикут, Нью-Мексико, штата Орегон и Вашингтон, Национальная демократическая партия (the National Democratic Party) и президент Буш [3].

Следует отметить, что разная позиция Республиканской и Демократической партий (первая из них не поддерживает легитимизацию однополых браков, а вторая - напротив) нашла отражение в следующем. Геи и лесбиянки традиционно поддерживают кандидатов от Демократической партии США. В частности, корпорации, управляемые геями и лесбиянками, пожертвовали в свое время на президентскую кампанию кандидата от демократической партии Эла Гора несколько миллионов долларов [4]. Ранее на президентских выборах 1992 г. из 17 миллионов геев и лесбиянок 89,2% отдали свои голоса за кандидата-демократа Билла Клинтона. Резко отличающееся отношение гомосексуалов к республиканцам и демократам также нашло свое отражение на их членстве в Республиканской и Демократической партиях США. Так, по данным опроса 7500 лесбиянок и геев, который был проведен в 1992 г., членами Демократической партии являлись 66,7% лесбиянок и 62,0% геев (среди общего населения эта цифра составляла 48,7%), а республиканской - соответственно 6,8% и 13,1% (среди общего населения - 33,8%) [5].

Движение за получение юридической защиты гомосексуального брака в США привело к тому, что в настоящее время в штате Массачусетс (с февраля 2006 г.) регистрируются однополые браки (same-sex marriages), в Коннектикуме и Вермонте - гражданские союзы (civil unions), в Калифорнии, штате Мэн, Нью-Джерси и округе Колумбия - домашние/семейные партнерства (domestic partnerships), а на Гавайах устойчивые однополые интимные отношения легитимизирует закон взаимного бенефициара (reciprocal beneficiary law) [3].

Общий синод Объединенной церкви Христа (the General Synod of the United Church of Christ, UCC) принял решение о поддержке однополых браков, что сделало UCC первой большой американской христианской религиозной конфессией, одобрившей гомосексуальные браки (same-sex marriages).

Иногда речь идет о поддержке принятия закона взаимного бенефициара, который бы предоставил гомосексуальным парам некоторые из тех юридических прав, которые предоставляет обычный брак, но не все. За это высказывается Внимание к семье (Focus on the Family).

Группы, выступающие против предоставления юридического статуса однополым бракам (same-sex-marriages), включают Американскую семейную ассоциацию (American Family Association), Христианскую коалицию (the Christian Coalition), радиостанцию «Голос христианина» (the Christian Voice), церковь Бога (Church of God (Anderson, IN), церковь Иисуса Христа святых последних дней (The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints), Консервативную меннонитскую ассоциацию (the Conservative Mennonite Conference), Евангелистскую методистскую церковь (the Evangelical Methodist Church), Совет по исследованию семьи (Family Research Council), Внимание к семье (Focus on the Family), протестантскую секту гуттеритов (the Hutterite Brethren), Моральное большинство (the Moral Majority), Национальную ассоциацию по изучению и лечению гомосексуализма (National Assotiation for Research and Therapy of Homosexuality, NARTH), Ортодоксальную церковь Америки (the Orthodox Church in America), Совет раввинов Америки (the Rabbinical Council of America), Республиканскую партию (the Republican Party), Римско-католическую церковь (the Roman Catholic Church), Южную конвенцию баптистов (Southern Baptist Convention), церковь адвентистов седьмого дня (the Seventh-day Adventist Church), Объединенную церковь (Unification Church) и Союз ортодоксальных еврейских конгрегаций Америки (the Union of Orthodox Jewish Congregations of America, OU) [3].

Девятнадцать штатов имеют конституционные поправки, запрещающие признание однополого брака, ограничивая гражданский брак юридическим союзом между мужчиной и женщиной. Сорок три штата имеют уставы, определяющие брак как союз между двумя лицами противоположного пола. Небольшое количество штатов запрещает любое юридическое признание однополых союзов, которые были бы эквивалентны гражданскому браку [3].

Следует отметить, что представление о гражданском браке, которое широко распространено среди нашего населения, не соответствует тому, чем он является на самом деле. Понятие «гражданский брак» появилось давно - в те времена, когда обязательными были и регистрация в государственных органах, и венчание в храме (чаще всего это происходило в один день: молодожены шли сначала в мэрию, потом - в церковь). Государственная регистрация (она и называлась гражданским браком) без благословения батюшки была редкой и осуждалась общественностью, а венчание без соответствующей записи в органах ЗАГС в наши дни невозможно так же, как и в те времена [6].

После заключения в середине 1970-х годов первых однополых браков, многие штаты, включая Колорадо, Аризону и Калифорнию, исправили свои брачные кодексы, где указали, что брак можно заключать только гетеросексуальным парам. В начале 1990-х Верховный Суд Гавайев принял решение, позволяющее предоставлять лицензии (разрешения) на однополые браки, однако данное решение было впоследствии аннулировано в соответствии с конституционной поправкой штата.

В 2003 Верховный суд штата Массачусетс постановил, что законы, запрещающие гомосексуальным парам получать супружеский статус (marriage status), нарушают конституционную защиту их прав, которая должна быть равна таковым у пар гетеросексуальных. На данное решение отреагировал президент Джордж Буш и несколько членов Республиканской партии, входивших в состав Конгресса, которые призвали принять конституциональную поправку, запрещающую юридическое признание гомосексуального брака. Это было сделано для того, чтобы предотвратить для Верховного суда США возможность считать, что гетеро- и гомосексуальные отношения в равной степени защищены Федеральной конституцией. В связи с этим следует отметить, что когда создавалась конституция Соединенных штатов, там не было указано, что брак может быть заключен только между лицами противоположного пола, так как в то время никто не мог представить себе, что возможно обратное, и что когда-нибудь в будущем возникнет мысль о возможности заключения однополых браков.

Буш неоднократно высказывался против однополых «браков», в том числе и лесбийских, во время избирательной кампании. «Традиционный институт брака необходим для процветания. Если изменить определение традиционного брака, это подорвет культуру семьи», - заявил Буш в одном из своих выступлений [7]. Он также подчеркнул, что институт брака защищен законом как союз мужчины и женщины, а если судьи станут в судебном порядке менять это понятие, то, возможно, понадобится конституционный запрет на гомосексуальные браки [8]. Вместе с тем во время названной кампании 2004 г. под действием социального давления Буш заявил, что он не против того, чтобы сами штаты смогли бы юридически признавать однополые партнерства, исключая брак («marriage»). Однако тут же добавил, что он бы выступил против такого законопроекта, если бы он поступил к нему как к губернатору штата Техас.

Одновременно с выборами президента США в 11 американских штатах проходило голосование по вопросу о запрете однополых «браков». В голосовании участвовали жители Арканзаса, Джорджии, Кентукки, Мичигана, Миссисипи, Монтаны, Северной Дакоты, Оклахомы, Огайо, Юты и Орегона. Во всех названных штатах большинство избирателей поддержали данный запрет. При этом в Огайо избиратели одобрили и законодательную поправку, запрещающую однополые гражданские союзы [9].

Некоторые члены Республиканской партии США также высказались за то, чтобы поправка запретила другие статусы гомосексуального партнерства (гражданские союзы, домашнее/семейное партнерство и т.п.).

Однако в октябре 2004 г. Палата представителей американского Конгресса большинством голосов отклонила принятие, внесенной Бушем, конституционной поправки, запрещающей однополые браки. В июле соответствующий законопроект был заблокирован и в Сенате.

Несмотря на отклонение данного законопроекта, президент США Джордж Буш, переизбранный на второй срок, решил продолжить кампанию против однополых браков. Как заявил его советник Карл Роув в интервью телеканалу FOX News, американская администрация будет добиваться принятия конституционной поправки, закрепляющей определение брака как союза мужчины и женщины. По словам Роува, этот вопрос необходимо решить на федеральном уровне. Вместе с тем советник Буша сообщил, что администрация США готова оставить на рассмотрение штатов предложение разрешить гражданские однополые браки и признать некоторые права супругов-гомосексуалов. В частности, Роув упомянул право наследовать имущество и право собственности [9].

Попытки закрепить на федеральном уровне норму, в соответствии с которой брак может признаваться только между гетеросексуальными парами, продолжаются. В июле 2006 г. нижняя палата американского парламента отвергла поправку к конституции, которая должна была решить такую задачу. За законопроект, который лоббировала партия республиканцев, проголосовали 236 депутатов из 435. Хотя число тех, кто поддержал данный законопроект, и составило большинство, для конституционного большинства, поддержка которого требуется в данном случае, не хватило 47 голосов. Следует отметить, что в 2005-2006 гг. республиканцы неоднократно пытались добиться принятия этой поправки в Конгрессе. В очередной раз такой законопроект был отвергнут Сенатом в июне 2006 г. [10].

Следует отметить, что защитники однополого брака придерживаются того мнения, что брак и его выгоды должны признаваться в отношении однополых пар, и что отказ им в этом посягает на одно или более их прав как американских граждан. Те же, кто критикует однополый брак, обычно придерживаются мнения, что брак должен быть определен только как союз мужчины и женщины (так называемый «традиционный брак»), и что не существует каких-либо прав, которые заставили бы какой-нибудь штат признавать любые отношения, противоречащие данному определению.

Отношение к гомосексуальному браку (gay marriage) жителей США неоднозначное. Более благосклонно к нему относятся горожане, молодые и нерелигиозные люди, члены Демократической партии, жители западного побережья, Великих озер и Новой Англии. (Новая Англия (New England) - название исторически сложившегося района в северо¬восточной части США, куда входят штаты Мэн, Нью-Хэмпшир, Вермонт, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд.) Сельские жители, люди более старшего возраста, протестаны- евангелисты и те, кто живет в южных гористых штатах и более южных штатах Среднего Запада относятся к гомосексуальным бракам отрицательно. Негативное отношение к одополым партнерствам также положительно коррелирует с уровнем религиозности и членством в Республиканской партии [3].

Следует отметить, что одним из факторов, который влияет на отношение населения того или иного региона к гомосексуальным связям, в том числе и юридически оформленным, является количество проживающих в нем лиц с однополой ориентацией. Так, по данным, опубликованным в 1993 г., геи и лесбиянки составили 10% населения Калифорнии и 27,6% жителей Сан-Франциско (западное побережье США) [5]. Эти цифры резко контрастирует со средней частотой выявления лиц, причисляющих себя к гомосексуалам. Так, по данным фундаментального многопланового изучения сексуального поведения в США, опубликованным в том же 1993 г., гомосексуалами среди 1333 опрошенных мужчин считали себя 4% лиц, а среди 1411 опрошенных женщин - 2% [11].

Вместе с тем приведенные выше данные о проценте гомосексуалов в Калифорнии и, в частности, в Сан-Франциско, вызывают некоторое сомнение. По более поздним сведениям, помещенным в интернете в 2006 г., процент лиц, причислявшим себя к геям, лесбиянкам или бисексуалам, в крупнейших городах страны оказался следующим. Сан-Франциско занял первое место (15,4%), Сиэтл - второе (12,9%), Атланта - третье (12,8%), а Миннеаполис четвертое (12,5%). Примечательно, что четыре города из первой десятки расположены в Калифорнии (Западное побережье США), а все другие города, кроме Бостона и Атланты, находятся на западе от Миссисипи [12].

Национальный опрос, проведенный в США в 2004 году, выявил, что только 22% респондентов одобряют однополые браки, в то время как 73 % высказались против таковых.

Многие люди по-разному относятся к однополом бракам и гражданским союзам, которые (последние) обеспечили бы однополым парам некоторые юридические права. Хотя только менее четверти американцев полагают, что геям и лесбиянкам нужно разрешить жениться, существует значительная поддержка с их стороны так называемым гражданским союзам. В целом, более чем половина американцев поддерживает некий тип юридического признания для однополых пар, которые желают принять друг по отношению к другу долгосрочное обязательство. Большинство опросов обнаруживают тенденцию, свидетельствующую о том, что большая часть американцев поддерживает поправку, которая запретила бы только гомосексуальный брак, но не другие юридические статусы для однополых пар. Однако сорок процентов американцев считают, что отношения гомосексуальных пар вообще не должны получать какого-нибудь юридического признания.

Как известно, среди жителей США много протестантов. Национальный опрос показал, что преобладающее большинство протестантских верующих выступают против предоставления гомосексуальным парам официального права усыновлять детей и жениться. Исследовательская организация «Ellison Research», которая провела опрос после решения Верховного суда США 2003 г. по делу в Техасе, когда был отменен закон, запрещающий гомосексуальные отношения (см. ниже), выявила следующее. 90% протестантских служителей высказываются против легализации гомосексуальных браков, а 10% считают, что правительство США должно легализовать их. 84% выступают против того, чтобы гомосексуальные пары могли усыновлять детей, а 16% придерживаются противоположной точки зрения. В процессе данных исследований были опрошены 568 представителей лидеров протестантского движения [13].

Дебаты по поводу отношения к гомосексуализму велись в течение долгого времени среди протестантских деноминаций и церквей. Хотя небольшие споры до сих пор имеют место и среди евангельских церквей, которые по большей части против гомосексуальных отношений, так называемые «церкви основного течения» - пресвитерианцы, объединенные методисты и епископальные христиане - конфликтуют касательно этого вопроса. Среди служителей данных церквей 48% не считают гомосексуализм грехом по генетическим соображениям, а 52% оценивают его как грех и вопрос личного выбора. 72% служителей «церквей основного течения» считают, что гомосексуалы не должны заключать браки, а 60% против того, чтобы они имели право на усыновление. Протестантские служители крайне озадачены тем, могут ли гомосексуалы становиться членами церкви. 49% намеренно не позволяют гомосексуалам становиться таковыми, а 51% придерживаются иной точки зрения [13].

В настоящее время говорят о кризисе в англиканской церкви, вызванном решением епископальной церкви США возвести в сан епископа штата Нью-Джерси Джина Робинсона, который не скрывает своей гомосексуальной ориентации, а также решением одной из епархий англиканской церкви в Канаде разрешить венчание однополых пар [14].

Следует отметить, что на фоне борьбы за признание однополых браков в США еще несколько лет назад в ряде штатов гомосексуальные отношения считались уголовным преступлением. Об этом, в частности, сообщали некоторые авторы. Так, Г.Б. Дерягин [15] в 2004 г. отмечал, что в некоторых штатах гомосексуальные отношения до сих пор запрещены под угрозой уголовного наказания, а в 2000 г. Л.С. Клейн [16] обращал внимание на тот факт, что в США в 20 штатах из 50 до сих пор не отменили уголовного преследования гомосексуалов. Согласно данным 1993 г., штаты, в которых гомосексуальные отношения были уголовно наказуемыми, - Алабама, Аризона, Арканзас, Флорида, Джорджия, Айдахо, Канзас, Мериленд, Массачусетс, Минесота, Миссисипи, Миссури, Монтана, Южная Каролина, Оклахома, Род Айленд, Северная Каролина, Теннесси, Юта, Вирджиния [5].

Однако 26 июня 2003 г. Верховный суд США признал законы, запрещающие гомосексуализм, не соответствующими конституции страны. Один из судей (Энтони Кеннеди) заявил, что гомосексуалы «имеют право на личную жизнь, и государство не может объявлять незаконным их половой акт и контролировать их желания». Кеннеди поддержали 5 из 8 остальных членов Верховного суда, и гомосексуализм стал легальным на всей территории США [17].

Повод для рассмотрения этого дела в высшей судебной инстанции возник случайно. В 1998 г. сосед по хьюстонскому предместью вызвал полицию к господам Лоуренсу и Гарнеру, по ошибке приняв шум в их доме за вооруженное вторжение. После того, как полицейские вломились в спальню и застали хозяев в разгаре полового акта, они были арестованы и провели ночь в тюрьме. Затем их оштрафовали на двести долларов. Техасский аппеляционный суд поддержал это решение на основании существующего законодательства. В настоящее время Лоуренс и Гарнер полностью оправданы и восстановлены в правах [18].

В 2004 г. американский Сенат принял поправки к законам, которыми в Америке караются так называемые «преступления нетерпимости». Теперь к числу таких преступлений относится пропаганда и действия, направленные против сексуальных меньшинств и людей, ведущих необычный для общества образ жизни. Речь идет о приверженцах самых различных сексуальных практик и людях с необычной психикой. Против данных поправок выступило несколько религиозных организаций США. Они обеспокоены тем, что не смогут публично выражать свое негативное отношение к геям и лесбиянкам. Христиане опасаются, что могут быть наказаны за цитирование Библии, так как закон, по сути, запрещает называть гомосексуализм грехом [19].

Борьба в США между теми, кто одобряет гомосексуальные отношения, и теми, кто относится к ним негативно, продолжается. В 2005 г. былаизданакнига «The Agenda. The

 

Homosexual Plan To Change America» («Программаработы. Гомосексуальный план изменения Америки») [20], которую написал его преподобие Louis P. Sheldon - основатель и президент организации «The Traditional Values Coalition» («Коалиция традиционных ценностей»). Это не относящаяся к определенной религиозной конфессии общественная религиозная политическая организация, объединяющая более, чем 43000 церквей. Данная книга позиционируется теми, кто ее представляет, как одна из наиболее важных книг, написанных за последние 20 лет, которую должны иметь миллионы американцев. В ней говорится о том, как гомосексуальные активисты планируют рекрутировать «ваших детей» к определенному жизненному стилю, как они подрывают традиционный брак и как они обычно криминализируют любую публичную критику гомосексуального поведения. При этом утверждается, что это уже случилось в Канаде, где программа работы геев является хорошо продвинутой. Отмечается, что бывший конгрессмен штата Оклахома J.C. Watts характеризует данную книгу как наносящую тяжелый удар по гомосексуальному плану. Подчеркивается, что автор книги обратился с призывом ко всем христианам активно сопротивляться этому плану: «Этот гомосексуальный план представляет собой нападение на все, что отцы-основатели (Founding Fathers) надеялись передать/вверить нам. Но я убежден, что мы можем быть свидетелями огромной победы, и с помощью Бога мы победим» [21].

В отношении криминализации и политизации критики гомосексуального поведения, о которой речь идет выше, следует отметить, что тех людей, которые выступают с такой критикой, представители сексуальных меньшинств обычно называют фашистами, расистами и антисемитами, чтобы путем такой стигматизации запугать их и отбить охоту от данной критики. Однако сами люди с однополой ориентацией выступают против навешивания им «политических ярлыков». Так, по их мнению, термин гомосексуалист является оскорбительным по той причине, что это слово имеет окончание «ист». В связи с этим оно якобы приобретает политический партийный оттенок (сравните со словами «фашист», «нацист», «расист», «коммунист», «социалист» и т.п.). Поэтому предпочитаемыми для себя наименованиями они считают «гомосексуал», а еще лучше «гей» (для мужчин). Однако же существуют такие термины, как «программист», «пианист», «журналист», «шахматист», «футболист», «импрессионист» и многие подобные им, которые никоим образом не свидетельствуют о причислении человека к какой-либо политической партийной организации.

Неотъемлемой частью общества является его армия. В свое время президент Билл Клинтон пытался добиться законодательной отмены запрета на военную службу для секс- меньшинств, но натолкнулся на яростное сопротивление руководителей Министерства обороны. В 1993 г. был достигнут компромисс: Пентагон согласился не задавать вопрос о сексуальной ориентации при приеме на службу, однако в случае если военнослужащий сам публично признавался в принадлежности к секс-меньшинствам или был замечен в гомосексуальных связях, то он подлежал увольнению. Подобная политика получила название «Не спрашивай, не говори» («Don't ask, don't tell»).

В 2005 г. из вооруженных сил страны в связи с гомосексуальной ориентацией было уволено 726 человек. Военное ведомство США больше не считает гомосексуализм психическим расстройством (установка Американской психиатрической ассоциации - Примеч. Г.К.), но принимать на службу представителей секс-меньшинств считает нежелательным [22]. Однако дело не обстоит так однозначно. Несмотря на установку данной ассоциации, в одном из документов Пентагона, на что обратил внимание Центр изучения сексуальных меньшинств в вооруженных силах (The Center for the Study of Sexual Minorities in the Military) при Университете Калифорнии в Санта-Барбаре, гомосексуализм внесен в список дефектов наряду с умственной отсталостью и расстройствами личности [23].

Приведем некоторые хронологические вехи изменений отношения к гомосексуалам в США, которые начали бороться за гражданские права в этой стране в 1920-е годы [5, 19, 24, 25].

1610 год. Штат Вирджиния (еще когда он был частью Британской Империи) принял первый в истории США закон, направленный против гомосексуалов. 1786 год. Смертная казнь для них была отменена.

1924 год. В США была создана первая группа, защищавшая права сексуальных меньшинств.

1942    год. Американская психиатрическая ассоциация признала гомосексуализм психическим расстройством.

1943   

1944    год. Геям и лесбиянкам запрещено нести службу в вооруженных силах.

1945   

В 1950-е годы, в так называемую эпоху «охоты на ведьм», когда в США преследовались люди, придерживающиеся левых и прокоммунистических взглядов, жертвами чисток стали и представители секс-меньшинств.

1950 год. Сенат США опубликовал законодательный акт, рекомендующий не принимать представителей секс-меньшинств на государственную службу. Причиной этого, в частности, была названа «моральная неустойчивость» гомосексуалов обоего пола. Кроме того, Сенат постановил провести специальное расследование, чтобы выявить геев и лесбиянок, находящихся на государственной службе, и уволить их.

1952    год. Конгресс США принимает закон, запрещающий гомосексуалам обоего пола въезд в страну (отменен в 1990 г.).

1953   

1954    год. Президент США Эйзенхауэр принял решение уволить с государственной службы сотрудников с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Геям и лесбиянкам запрещено работать в федеральных учреждениях США. В США выпущен первый журнал для гомосексуалов.

1955   

1955 год. Создана первая организация лесбиянок.

1957 год. Американский союз гражданских прав принял решение, что законы, направленные против секс-меньшинств, конституционны.

1961    год. Впервые криминальная ответственность за гомосексуальные отношения была отменена в штате Иллинойс. Впервые открытый гомосексуал избран мэром города.

1962   

1963    год. Впервые в истории в штате Иллинойс отменены законодательные акты, называющие половой акт между двумя мужчинами уголовным преступлением.

1964   

1965    год. Первая в истории демонстрация геев и лесбиянок в Вашингтоне.

1966   

1967    год. Слово «лесбиянка» впервые было использовано в кино.

1968   

1969    год. Суд штата Нью-Джерси принял прецедентное решение, разрешившее геям и лесбиянкам работать в магазинах. Основываясь на этом решении, представители секс- меньшинств выиграли несколько сот судебных процессов у работодателей, отказывавшихся нанимать их на работу.

1970   

1969    год. 27 июня произошло восстание в Гринвич-Виллидж (Нью-Йорк), спровоцированное рейдом полиции нравов в гей-бар «Стоунволл Инн» на Кристофер-стрит. Это восстание продолжалось всю ночь, а на следующую ночь геи снова собирались на улицах, где они оскорбляли проходящих полицейских, бросали в них камни, устраивали пожары. На второй день восстания четыреста полицейских уже сражались с более, чем с двумя тысячами гомосексуалов. С этого времени, которое считают началом активного этапа их борьбы за гражданские права, данное движение, вдохновленное примерами движения за свои гражданские права негров и движения против войны во Вьетнаме, носило агрессивный и временами конфронтационный характер. Результатом такой борьбы, в частности, явилось прекращение полицейских налетов на гей-бары [26].

1970   

В этом же году в Нью-Йорке впервые начато издание газеты, предназначенной исключительно для секс-меньшинств.

1971    год. Впервые в истории США одна из крупнейших церквей - Униталиаристская - приняла решение отменить ограничения для секс-меньшинств занимать должности в церковной иерархии. В Голливуде впервые снят фильм, описывающий жизнь геев.

1972   

В том же году «гей-активисты ворвались на ежегодную встречу Американской психиатрической ассоциации и сорвали выступление Ирвинга Бибера по вопросам гомосексуальности, обозвав его "сукиным сыном" в присутствии его шокированных коллег» [26, с. 318].

1973    год. Президентская Комиссия по реформе уголовного законодательства порекомендовала исключить из уголовного законодательства штатов положения, направленные против гомосексуалов.

1974   

1975    год. Впервые в американском телешоу появился положительный герой гей, а в городском муниципалитете (город Ист Лансинг, штат Мичиган) отменены дискриминационные ограничения в отношении сексуальных меньшинств.

1976   

1973-1974 годы. Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из списка психических расстройств.

Официальное отношение американской психиатрии после исключения гомосексуализма из списка психических расстройств, в частности, нашло в 1975 г. свое отражение в публикации J. Bancroft [27] - авторитетного психиатра и клинического сексолога, который заявил, что гомосексуал (мужчина или женщина) - ни грешник, ни больной человек. Поэтому такой мужчина или такая женщина не нуждаются ни в прощении, ни в лечении. Однако такие индивидуумы иногда испытывают необходимость в помощи докторов и должны встречать понимание с их стороны. Тем не менее следует отметить, что за несколько лет до этого заявления были опубликованы работы данного автора по поведенческой (бихевиоральной) терапии гомосексуализма, в том числе аверсивной. В качестве примера может быть приведена его статья, опубликованная в 1969 г. в «British Journal of Psychiatry» [28].

Технически исключение гомосексуализма из разряда патологии происходило следующим образом. 15 декабря 1973 г. состоялось первое голосование президиума Американской Психиатрической Ассоциации, на котором из 15 его членов 13 высказались за исключение гомосексуализма из реестра психических расстройств. Однако это вызвало протест ряда специалистов, которые для проведения референдума по данному вопросу собрали необходимые 200 подписей. В апреле 1974 года состоялось голосование, на котором из немногим более 10 тыс. бюллетеней 5854 подтвердили решение президиума. Однако 3810 не признали его. Эта история получила название «эпистемологического скандала» на том основании, что разрешение чисто «научного» вопроса путем голосования для истории науки является случаем уникальным [29]. (Эпистемология [от греч. enteren - знание, Хоуо^ - слово, учение] - теория познания, раздел философии.)

В связи с попытками депатологизировать гомосексуализм известный российский судебный сексолог профессор А.А. Ткаченко отмечает, что решение Американской психиатрической ассоциации по данной проблеме «было инспирировано давлением воинствующего гомофильного движения», и «выработанное в этих, экстремальных по сути, условиях определение (кстати, в значительной степени воспроизведенное в МКБ-10) отчасти противоречит принципам медицинской диагностики уже хотя бы потому, что исключает из разряда психических страданий случаи, сопровождающиеся анозогнозией». Автор сообщает также, что это решение «оказалось невозможным без пересмотра основополагающих понятий психиатрии, в частности, дефиниции "психического расстройства" как такового». Названное решение, по сути, является категорическим утверждением априорной «нормальности» гомосексуального поведения [30, с. 354-355].

1974    год. Впервые в истории США открытый гомосексуал избран в высший орган власти штата. Впервые в истории США крупная компания (AT&T) начала проводить в отношении секс-меньшинств политику равных возможностей.

1975   

1976    год. Первым округом, в котором была запрещена дискриминация геев и лесбиянок на работе, стал Санта-Круз (Калифорния). Медицинская Ассоциация США порекомендовала органам власти США признать право сексуальных меньшинств на заключение однополых браков. Психиатры-гомосексуалы создали секцию геев, лесбиянок и бисексуалов, которая стала официальным подразделением Американской психиатрической ассоциации.

1977   

1978    год. Впервые во время президентской избирательной кампании в США политики начали говорить о необходимости защищать права секс-меньшинств.

1979   

1980    год. Впервые в истории в Сан-Франциско информация о секс-меньшинствах включена в программу полового воспитания школьников. В этом же городе проходит первый в мировой истории кинофестиваль геев и лесбиянок. Госдепартамент США разрешает гомосексуалам занимать все должности, в том числе и связанные с работой в других странах.

1981   

1982    год. Калифорнийский художник Джилберт Бэйкер создал флаг сексуальных меньшинств (Rainbow Flag).

1983   

1982 год. В Сан-Франциско прошли первые Спортивные игры геев и лесбиянок. Впервые в истории США штат (Висконсин) внес положение в местное законодательство, обеспечивающее защиту гражданских прав сексуальных меньшинств

1985    год. Ванесса Редгрейв впервые получила «Оскара» за исполнение роли лесбиянки (фильм «Бостонцы»).

1986   

1987    год. Впервые актер, сыгравший роль гомосексуала, получил «Оскара». Этого успеха добился Уильям Харт за роль в фильме «Поцелуй женщины-паука».

1988   

1989    год. Газета «The New York Times» официально обязала своих журналистов использовать слово «гей» вместо слова «гомосексуалист».

1990   

1991    год. Джорджтаунский университет после семилетнего судебного разбирательства согласился разрешить представителям сексуальных меньшинств проживание в студенческом городке. Впервые в американской церкви проведено венчание однополой пары.

1992   

1993    год. Одна из американских телекомпаний показала фильм, в котором был эпизод, показывающий двух мужчин в одной постели. Эта телекомпания была вынуждена выплатить 500 тыс. долларов США возмущенным рекламодателям.

1994   

1990 год. Отменено положение, запрещающее представителям сексуальных меньшинств переселяться в США в качестве беженцев.

Впервые крупная транснациональная компания (Levi Strauss & Co) распространила бенефиты, положенные членам семей ее сотрудников, на однополых партнеров.

1993    год. Международная ассоциация геев и лесбиянок включена в число организаций, аккредитованных при ООН. Администрация США разрешила представителям сексуальных меньшинств служить в вооруженных силах. Всемирная организация здравоохранения официально исключила гомосексуализм из списка психических расстройств.

1994   

В том же году американский суд приговорил мать 2-летнего мальчика к тюремному заключению и лишению родительских прав из-за того, что она лесбиянка.

1995    год. Впервые представительница сексуальных меньшинств стала членом Верховного суда США.

1996   

1997    год. ООН внесла нарушение прав сексуальных меньшинств в перечень, в который входят нарушения основных прав человека. В США принадлежность к сексуальным меньшинствам более не является поводом для недопущения человека к секретной информации.

1998   

1999 год. Правление Американской психиатрической ассоциации приняло обращение к Всемирной психиатрической ассоциации с призывом изъять из всех руководств по психиатрии всякое упоминание о гомосексуализме как психическом расстройстве, то есть не только как психической болезни, но даже как психическом отклонении.

В связи с эти президент президент Независимой психиатрической ассоциации России Ю.С. Савенко [31] отмечает: «Мы усматриваем здесь извращение представления как о науке, так и о правах человека. Для нас это смешение совершенно различных аспектов (научного и социологизированно-прагматичного) и лоббирование интересов одной группы за счет других. Ведь большинство расстройств сексуальных предпочтений (фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм) "ничем не хуже". Между тем исключение из МКБ-10 гомосексуализма не сопровождалось исключением ни других перверзий, ни других форм психической патологии».

Анализируя проблему «норма-патология» в своей статье «О предмете психиатрии», опубликованной в «Независимом психиатрическом журнале», тот же автор отмечает: «Нормы или стандарты могут задаваться директивно и закрепляться законодательным образом... Современная нам действительность продемонстрировала, пожалуй, с предельной выразительностью социологический характер патологического». Подчеркивается, что на протяжении 70-90-х гг. представления о гомосексуализме проделали большой путь (от отнесения его к преступлению и расстройству до признания его нормой). «Тем не менее из этого не следует, что "патологическое" ограничивается социокультуральным и не имеет биологического основания, и что человеческое общество может произвольно и беспредельно диктовать природе свои "нормы". За такого рода произвол общество неизбежно расплачивается, подчас неуследимо и самым неожиданным образом» [32].

2003    год. 26 июня Верховный суд США признал законы, запрещающие гомосексуальные отношения, не соответствующими конституции страны. Таким образом он легализовал гомосексуализм во всех штатах.

2004   

2005    год. Американский Сенат принял поправки к законам, которыми в Америке караются так называемые «преступления нетерпимости». Теперь к числу таких преступлений относится пропаганда и действия, направленные против сексуальных меньшинств и людей, ведущих необычный для общества образ жизни. Речь идет о приверженцах самых различных сексуальных практик и людях с необычной психикой [19].

2006   

Несмотря на решение Американской психиатрической ассоциации исключить гомосексуализм из списка психических расстройств, не все профессионалы в США разделяют данную точку зрения. Результатом этого стало создание в этой стране национальной ассоциации по изучению и терапии гомосексуализма, сокращенно NARTH (National Assodation for Research and Therapy of Homosexuality). Это произошло в 1992 г. Основали эту ассоциацию Чарлз Сокаридес (Charles Socarides), Бенжамин Кауфман (Benjamin Kaufman) и Джозеф Николоси (Joseph Nicolosi). Президентом ее стал психиатр Ч. Сокаридес, а вице-президентом - психолог Д. Николоси, основатель Психологической клиники им. Фомы Аквинского.

Интересно отметить, что профессор Колумбийского университета Р. Шпицер (Spitzer R.L.), ответственный за Американский классификатор психических болезней (DSM), который когда-то и принимал решение об исключении гомосексуализма из списка психических расстройств, выступил с заявлением, что результаты переориентирующей терапии гомосексуалов во многом обнадеживают. Более того, в 2003 году в журнале «Archives of Sexual Behavior» («Архив сексуального поведения») были опубликованы результаты возглавлявшегося им исследовательского проекта по проверке гипотезы, согласно которой у некоторых индивидуумов преобладающая гомосексуальная ориентация может измениться в результате терапии. Эта гипотеза подтвердилась в результате опроса 200 человек обоего пола (143 мужчины, 57 женщины) [33]. Респонденты сообщили об изменениях в направлении от гомосексуальной ориентации к гетеросексуальной, которые сохранялись в течение 5 лет или более. Опрошенные субъекты были добровольцами, средний возраст мужчин составил 42 года, женщин - 44. Во время интервью 76% мужчин и 47 % женщин были женаты/замужем (перед началом терапии соответственно 21% и 18%). 95% респондентов были представителями белой расы, 76% закончили колледж. 84 % проживали в Соединенных Штатах, а 16% в Европе. 97% имели христианские корни, а 3% иудейские. Подавляющее число респондентов (93%) заявили, что религия была или чрезвычайно или очень важна в их жизни. 41% опрошенных лиц сообщили, что в течение некоторого времени до лечения они были открытыми геями («openly gay»). Более трети участников (37% мужчин и 35% женщин) признались, что в одно время серьезно подумывали о суициде из-за своего нежелательного влечения. 78% публично высказывались в пользу усилий изменить гомосексуальную ориентацию. Для оценки изменений, достигнутых в результате терапии, использовалось 45-минутное телефонное интервью, включающее 114 целевых вопросов. Исследование R.L. Spitzer сосредоточивалось на следующих аспектах: сексуальной привлекательности, сексуальной самоидентификации, выраженности дискомфорта, обусловленного гомосексуальными чувствами, частоте гомосексуальной активности, частоте возникновения желания гомосексуальных романтичных отношений, частоте мечтаний или желаний гомосексуальной активности, проценте эпизодов мастурбации, сопровождающихся гомосексуальными фантазиями, проценте таких эпизодов с гетеросексуальным фантазированием и частоте воздействия гомосексуально ориентированных порнографических материалов.

В результате данного исследования было выявлено, что хотя случаи «полного» изменения ориентации были зафиксированы только у 11% мужчин и 37% женщин, большинство опрошенных сообщили об изменении от преобладающей или исключительно гомосексуальной ориентации, которая имела место перед проведением лечения, к преобладающей гетеросексуальной ориентации в результате репаративной (конверсионной) терапии. Хотя сообщается об очевидности изменений у представителей обоего пола, однако у женщин таких изменений было значительно больше. Полученные данные выявили, что после лечения многие из участников отметили явное увеличение, как в частоте гетеросексуальной активности, так и в удовлетворении ею. В то же время лица, которые состояли в браке, отметили большую взаимную эмоциональную удовлетворенность в супружестве [33].

Размышляя о полученных им результатах, R.L. Spitzer задает себе вопрос, является ли переориентирующая терапия вредной. И сам, отвечая на него, утверждает, что таких доказательств относительно участников его исследования нет. Более того, по его мнению, базирующемуся на полученных данных, это исследование обнаружило значительную выгоду такого лечения, в том числе и в сферах, не связанных с сексуальной ориентацией. Исходя из этого, R.L. Spitzer отмечает, что Американская психиатрическая ассоциация должна прекратить применять двойной стандарт в своем отношении к переориентирующей терапии, которую она считает вредной и неэффективной, и к гей-аффирмативной терапии, поддерживающей и укрепляющей гей-идентичность, которую она всецело одобряет. Кроме того, в заключение R.L. Spitzer подчеркнул, что профессионалы в области психического здоровья должны отказаться от рекомендуемого ими запрета терапии, которая имеет целью изменение сексуальной ориентации. Он также отметил, что многие пациенты, обладающие информацией о возможной неудаче при попытке изменения сексуальной ориентации, на основе согласия могут сделать рациональный выбор относительно работы в направлении развития их гетеросексуального потенциала и уменьшения нежелательного гомосексуального влечения [33].

Комментируя полученные R.L. Spitzer результаты, R. Waller, L.A. Nicolosi [34] отметили, что они бросают вызов имеющему широкую поддержку предположению, что гомосексуальная ориентация является неотъемлемым свойством идентичности человека и никогда не может измениться. Они заявили, что характеризуемое исследование привлекло особенное внимание потому, что его автор, видный психиатр, считается историческим защитником гей-активности, который в 1973 г. сыграл основную роль в исключении гомосексуализма из категории психических расстройств.

В связи с обсуждаемой проблемой небезынтересен следующий факт. На съезде Американской психиатрической ассоциации (АПА) в 1994 г. планировалось представить делегатам документ «Официальное заявление по поводу психиатрического лечения, направленного на изменение сексуальной ориентации», который уже был одобрен советом попечителей ассоциации. В резолюции, в частности, утверждалось: «Американская психиатрическая ассоциация не поддерживает никакого психиатрического лечения, основанного на убеждении психиатра, что гомосексуальность является психическим расстройством, или имеющего целью изменить сексуальную ориентацию личности». Это заявление должно было стать официальным осуждением репаративной (конверсионной) терапии как неэтичной практики. Однако NARTH, заручившись помощью христианской организации «Внимание к семье» («Focus on the Family»), разослала письма членам ассоциации с протестами против «нарушения первой поправки». У протестующих были плакаты с лозунгами вроде «АПА, не ГейПА». В итоге, из-за недостаточной четкости некоторых формулировок, принятие данного заявления было отложено, что NARTH и Exodus International считают своей победой [26].

Следует отметить, что упомянутая Exodus International - межконфессиональная христианская организация, имеющая 85 филиалов в 35 государствах, которая, в частности, проводит работу, состоящую в том, чтобы развить гетеросексуальное желание, а если это не получится, помочь гомосексуалам воздерживаться от сексуальных контактов с представителями своего пола. С этой целью проводится религиозное обучение, совмещаемое с групповым консультированием. Усилия фокусируются на травмах детства, которые, по мнению теоретиков данного движения, являются причиной гомосексуализма (отсутствие матери или отца, сексуальные домогательства, жестокость родителей). Названная организация сообщает, что успешность ее работы в этом направлении составляет 30% [35].

В 2004 г. сенсацией стало появление на конференции NARTH предыдущего президента Американской психологической ассоциации доктора Роберта Перлова (Robert Perloff) - ученого с мировым именем и авторитетом. Парадокс заключается в том, что он сам в прошлом был членом комиссии данной ассоциации по вопросам сексуальных меньшинств. Выступая на конференции, Р. Перлов заявил о своей поддержке тех терапевтов, которые уважают убеждения клиента и предлагают ему конверсионную терапию (лечение, направленное на изменение направленности полового влечения), когда она отражает его чаяния. Отметив, что за последние годы растет число позитивных откликов на данную терапию, он призвал все больше терапевтов знакомиться с работой NARTH, а попытки гей- лоббистов замолчать или подвергнуть критике эти факты охарактеризовал как «безответственные, реакционные и надуманные». Он отметил свое «горячее убеждение, что свобода выбора должна управлять сексуальной ориентацией... Если гомосексуалы хотят трансформировать свою сексуальность в гетеросексуальную, то это их собственное решение, и в это не должна вмешиваться никакая заинтересованная группа, включая гей-сообщество. Существует право личности на самоопределение сексуальности». Характеризуя свое одобрение позиции NARTH, Р. Перлов подчеркнул, что «NARTH уважает достоинство каждого клиента, его автономию и свободу воли... каждый индивидуум имеет право заявлять о своих правах на гей-идентичность или развивать свой гетеросексуальный потенциал. Право лечиться, чтобы изменить сексуальную ориентацию, считается самоочевидным и неотъемлемым». Он отметил, что полностью присоединяется к данной позиции NARTH. Доктор Перлов также сообщил о нарастающем числе исследований, которые противоречат популярной в США точке зрения, согласно которой изменение сексуальной ориентации невозможно. Он подчеркнул, что заявления о том, что усилия по сексуальной конверсии обречены на неудачу и бесполезны, являются «безответственными, реакционными и интеллектуально некорректными» [36, 37].

В конце августа 2006 г. появилось сообщение о сенсационном заявлении президента Американской психологической ассоциации доктора Геральда Кукера (Gerald P. Koocher), которое он сделал в том же месяце. Согласно его высказываниям, он порвал с позицией, которой долгое время придерживается данная ассоциация, направленной против «периориентирующей терапии» гомосексуалов. Г. Кукэр отметил, что ассоциация поддержит психологическую терапию тех лиц, которые испытывают нежелательные гомосексуальные влечения. Беседуя с нынешним президентом NARTH доктором психологии Джозефом Николоси (Joseph Nicolosi) на ежегодном съезде Американской психологической ассоциации в Новом Орлеане, он заявил, что она «не конфликтует с психологами, которые помогают тем, кто обеспокоен нежелательным гомосексуальным влечением». Он также подчеркнул, что при условии уважения автономии/независимости пациента и его выбора этический кодекс ассоциации конечно бы предполагал психологическое лечение тех, кто желает избавиться от гомосексуального влечения.

В связи с этим следует сообщить, что Американская психологическая ассоциация долгое время была враждебна по отношению к работе NARTH, относя попытки изменить сексуальную ориентацию гомосексуалов к их дискриминации. Комментируя данное знаковое заявление, доктор Dean Byrd, психолог NARTH, отметил, что фактически мнение, высказанное доктором Кукэром, сегодня идентично позиции NARTH. Он также высказал надежду о возможности начала плодотворного диалога двух ассоциаций по этой очень важной проблеме [38]. В связи с этим следует, в частности, отметить, что в журнале Американской психологической ассоциации «Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training» («Психотерапия: теория, исследование, практика, обучение») в 2002 г. уже была опубликована статья, в которой высказывалось мнение, что сексуально переориентирующая (конверсионная) терапия может, с учетом ценностных ориентаций личности, быть этичной и эффективной [39].

Однако следует отметить, что, несмотря на инновационное заявление президента Американской психологической ассоциации, среди ее членов нет согласия в отношении к конверсионной терапии гомосексуалов, целью которой является изменение направленности полового влечения с гомо- на гетеросексуальное. Так, 29 августа 2006 г. информационное агентство «Сайберкаст Ньюс Сервис» («Cybercast News Service») сообщило о заявлении представителя данной ассоциации, который сказал, что научное обоснование такой терапии отсутствует, и она не оправдана [по 38].

В связи с этим большой интерес вызывает заявление Клинтона Андерсона (Clinton Anderson) - директора службы Американской психологической ассоциации по проблемам лесбиянок, геев и бисексуалов (director of the American Psychological Association Office of Lesbian, Gay and Bisexual Concerns), которое нуждается в осмыслении и обсуждении. По его словам, он не спорит, что «гомосексуальность покидает некоторых людей», и не думает, что кто-нибудь не соглашается с идеей об их возможности измениться. Ведь известно, что гетеросексуалы могут стать геями и лесбиянками. Поэтому полностью разумным кажется, что некоторые геи и лесбиянки могли бы стать гетеросексуалами. Проблема не в том, может ли изменяться сексуальная ориентация, а в том, способна ли ее изменить терапия [по 40].

Joseph Nicolosi прокомментировал это заявление следующим образом: «Те из нас, кто боролся столь долго за признание APA возможности изменения, высоко оценивают уступку г. Андерсона - особенно потому, что он председатель секции APA по геям и лесбиянкам. Но мы озадачены, почему он думает, что изменение не может случиться в терапевтическом офисе». Доктор Николоси также отметил, что хотелось бы получить объяснение Андерсона относительно того фактора, который якобы существует в терапевтическом офисе и блокирует трансформацию сексуальной ориентации. По мнению Дж. Николоси, процессы, происходящие во время терапии, создают более благоприятные условия для такой трансформации и превосходят возможности, существующие вне офиса [по 40].

Данные первого специально запланированного широкомасштабного исследования эффективности конверсионной терапии (J. Nicolosi et al., 2000) были опубликованы в 2000 г. (882 чел., средний возраст 38 лет, 96% лиц, для которых очень важны были религия или духовность, 78% - мужчины, средняя продолжительность лечения около 3,5 лет). В результате указанной терапии 45% тех, кто считал себя исключительно гомосексуалом, изменили свою сексуальную ориентацию на полностью гетеросексуальную или же стали больше гетеросексуалами, чем гомосексуалами [по 35]. NARTH для терапии мужского гомосексуализма рекомендует ознакомление с монографией Joseph Nicolosi (Джозефа Николоси) «Reparative therapy of male homosexuality. A new clinical approach» («Репаративная терапия мужского гомосексуализма. Новый клинический подход»), который, как сообщалось нами выше, является ее президентом [41].

В разделе данной работы «The Politics of Diagnosis» («Политика диагноза») автор анализует влияние идеологических и гуманитарных причин, повлиявших на исключение гомосексуализма из разряда психических расстройств, убедительно показывая научную необоснованность такого серьезного действа. Он отмечает, что Фрейд, Юнг и Адлер рассматривали гомосексуализм как патологию. Сегодня же гомосексуализм не может быть найден в руководстве по психиатрии как психическое расстройство. «Отражали ли эти авторитетные ученые только невежество и предубеждение своего времени по отношению к гомосексуализму? Действительно ли это радикальное изменение происходит из-за нашего современного просвещенного переработанного отношения? Было ли проведено какое-нибудь новое исследование, объясняющее изменение этого мнения/убеждения?» - спрашивает Николоси. И сам же отвечает на эти вопросы: «Фактически ни одно новое психологическое или социологическое исследование не оправдывает это изменение... Это - политика, которая остановила профессиональный диалог. Воинствующие гей-защитники ... вызвали апатию и замешательство в американском обществе. Гей-активисты настаивают, что приятие гомосексуала как человека не может произойти без одобрения гомосексуальности» [41, p. 7¬8].

Продолжая характеризовать данную проблему, цитируемый автор сообщает, что, анализируя факт изъятия из диагностической классификации Американской психиатрической ассоциации гомосексуализма, R.V. Bayer [42] констатирует следующее. Он утверждает, что данное изъятие не было обусловлено научными исследованиями, а явилось идеологической акцией, обусловленной влиянием времени. Также J. Nicolosi [41] отмечает, что влияние сексуальной революции и движений за гражданские права, права меньшинств и феминисток завершилось «запугивающим действием» на психологию. Некоторые авторы даже подвергли сомнению способность гетеросексуалов проводить исследования гомосексуализма [43].

Так как существует опасение оскорбить любое меньшинство или быть признанным субъективным, имел место малый критический анализ качества жизни геев. Изъятие гомосексуализма из разряда патологии сопровождалось торможением его исследований и стало весомым фактором, препятствующим его лечению. Это обстоятельство также препятствовало профессиональной коммуникации специалистов по данной проблеме. Наступившее в исследованиях затишье не было обусловлено какими-либо новыми научными доказательствами, свидетельствующими о том, что гомосексуализм является нормальным и здоровым вариантом человеческой сексуальности. Скорее стало модным более это не обсуждать [41].

J. Nicolosi [41] также приводит две гуманитарные причины, сыгравшие роль в исключении гомосексуализма из разряда психических расстройств. Первая из них состоит в том, что психиатрия надеялась устранить социальную дискриминацию, удалив клеймо (стигму) болезни, приписываемой гомосексуальным людям [42, 44]. Исходили из того, что продолжение установления диагноза гомосексуализма увековечит предубеждение общества и боль гомосексуального человека.

Вторая причина, по мнению цитируемого автора, состояла в том, что психологическая профессия была не в состоянии четко выделить психодинамические причины гомосексуализма, а следовательно, разработать его успешную терапию. Процент излеченных был низок, а в отношении тех исследований, которые заявляли об успехе конверсионной терапии (процент клиентов, конвертированных к гетеросексуальности, составлял от 15 до 30), существовал вопрос, сохранялись ли полученные результаты долгосрочно. Однако успешность или неуспешность терапии не должны быть критериями для определения нормы. В противном случае речь идет о логике, в соответствии с которой если что-то нельзя отремонтировать, то оно не сломано. Диагноз того или иного расстройства нельзя отменить только из-за отсутствия эффективного средства для его лечения [41].

Отказ от конверсионной терапии гомосексуалов, основанный на исключении гомосексуализма из категории патологии, привел к тому, что началась дискриминация тех из них, социальные и моральные ценности которых отвергают их гомосексуальность. «Забыт гомосексуал, который, из-за другого видения личной целостности, законно ищет рост и изменение посредством помощи психотерапии. К сожалению, эти мужчины были отнесены к категории жертв психологической угнетенности/подавленности, а не к мужественным мужчинам, каковыми они являются, мужчинам, приверженным верному/подлинному видению. ... Наиболее пагубно, что сам клиент приведен в уныние, так как профессия, к которой он обращается за помощью, говорит ему, что это - не проблема и что он должен принять это. Данное обстоятельство чрезвычайно деморализует клиента и делает его борьбу по преодолению гомосексуализма намного более сложной/тяжелой» [41, p. 12-13].

Некоторые люди, отмечает J. Nicolosi [41], определяют человека, ориентируясь только на его поведение. Однако клиенты, проходящие у него терапию, воспринимают свою гомосексуальную ориентацию и поведение как чуждые их истинной сущности. У этих мужчин ценности, этика и традиции в большей степени определяют их идентичность, чем сексуальные чувства. Сексуальное поведение, подчеркивает автор, - только один аспект идентичности человека, которая непрерывно углубляется, растет и даже изменяется посредством его отношений с другими.

В заключение он отмечает, что право гея жить свойственным ему образом жизни сопровождается ответственностью психологии различать, здоров ли такой образ жизни и идентичность. Психологическая профессия ответственна за продолжение исследований причин, природы и лечения гомосексуализма. Автор не считает, что образ жизни геев может быть здоровым, а гомосексуальная идентичность полностью эго-синтоничной [41].

Таким образом, приведенные нами данные свидетельствуют о неоднозначном отношении в современной Америке к однополым контактам, в том числе и различным юридически закрепленным связям однополых партнеров на постоянной основе, предусматривающим наличие прав и обязанностей в большей или меньшей степени соответствующих таковым в гетеросексуальных браках, а также о динамике этого отношения, связанной, в частности, с приверженностью или, напротив, неприверженностью традиционным нормам морали и представлениями о норме. Помимо этого, показано неодинаковое отношение в США к усыновлению детей однополыми парами и конверсионной терапии.

В заключение хотелось бы отметить, что по нашему мнению, а также по мнению ряда известных профессоров-сексологов Украины и России (В.В. Кришталь, Г.С. Васильченко, А.М. Свядощ, С.С. Либих, А.А. Ткаченко), нормой является гетеросексуальность. Гомосексуальность же следует относить к расстройствам сексуального предпочтения (парафилиям) [45, 46].

Источник: http://pca.kh.ua/2010-01-23-19-51-51/63-2010-06-17-08-40-43