Традиции семейного воспитания казачества

Традиции семейного воспитания казачества

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Введение

Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков. Конец ХХ века обозначил рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов.

Актуальность работы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодежи.

Проблема – необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.

Целью работы является раскрытие основных принципов семейного воспитания казачества.

Задачи:

1. рассмотреть роль семьи в воспитании детей;

2. отдельно разобрать воспитание мальчиков и девочек.

Семья как основной элемент педагогики

Интерес исследователей к изучению традиционных форм и методов воспитания появился сравнительно недавно, но уже привел к возникновению новой дисциплины - этнопедагогики. Одна из ее задач - показать, как совершалась и совершается передача культурных ценностей от поколения к поколению и таким образом сохраняется культурная преемственность.

«Этнос» (в переводе от греч.) - означает племя, народ. Этнопедагогика – традиционное народное воспитание, основы которого закладывались веками в семье, сохранившей свою самобытность, обычаи и обряды, исторические корни и родной язык.

 С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, в особенности нравственные устои.

 В нашем селе началось возрождение казачества с создания ансамбля «Станица». Но, к сожалению, мы мало что знаем о традициях и обычаях казаков, в частности, о традициях семейного воспитания. Но без этих знаний не воспитать настоящих казаков, таких, о которых говорят: «Добрый казак!»

Невольно задаешься вопросами: Кто играет ведущую роль в семье: мать или отец? Были ли различия в воспитании мальчиков и девочек? Какие принципы прививались детям, чтобы они не были позором всего казачества?

Для ответов на эти вопросы я обратилась к внуку потомственного казака Краснопееву Леониду Николаевичу, справочной литературе.

Роль семьи в воспитании казаков

 Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребенок быстро развивается физически, умственно, нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины, в основе которых лежали вековые идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Воспитание в казачьих семьях строилось в основном на принципах «Домостроя» (II половина ХVШ в.). Глава в семье - самый опытный и старый казак. Слушать его и почитать - первая заповедь.

Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть свой вклад в общем деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым - значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми - всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине.

 Родители внушали детям: будьте милосердны, живите своим умом и чужими чувствами. А жить чужими чувствами - значит чувствовать боль рядом живущего, переживать его судьбу, проявлять заботу о нем. Жить только для себя недостойно для казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других.

Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в селе. Посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков и т.д.

Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. В казачьих семьях с малолетства знали, как и чем должны заниматься будущие мужья и жены, поэтому здесь всегда были лад и согласие. Разводов практически не было.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор: и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

 Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

Воспитание казачат

После рождения ребёнка особо не торопились распеленывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Далее, ребенка всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.

Рождение в казачьей семье мальчика или девочки воспринималось более или менее ровно. Первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся один год. Этот обычай встречается и у других народов, например, у бурят. Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму (палас), и крёстная мать срезала его первые прядки. Они потом хранились всю жизнь за «именной» иконой. После стрижки женщины передавали мальчика взрослым казакам, в первую очередь отцу или деду, одетым в казачью форму. Они несли мальчика к церкви. Там их ждал неосёдланный конь. Казачонка сажали верхом на коня и гадали, как он поведёт себя. По малейшим признакам старались определить судьбу будущего воина. Если малыш хватался за конскую гриву, то будет жив. Если заплачет, повалится с коня, то быть ему в бою убитым. По традиции, коня вместе с «седоком» обводили вокруг церкви. Потом отец брал сына на руки и вся родня и друзья пешком шли домой. У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Подходя к воротам, крёстный отец восклицал: «Казака принимайте!». После этих слов крёстная мать снимала с отца шашку и говорила, обращаясь к крёстному отцу: «Возьми шашку, нашему казаку ещё расти нужно. Береги её до срока!». Крёстный отец бережно брал шашку и хранил её, пока крестнику не исполнялось 17 лет. В этом возрасте молодого казака приписывали к полку. Служить он начинал в 18-19 лет.

Крёстный отец обучал своего крестника всем видам военного искусства: рукопашному бою, верховой езде, владению холодным оружием, стрельбе. Почему такая большая роль в воспитании казачат отводилась крёстному отцу? Этому есть объяснение. В казачьей среде считалось, что отец при воспитании собственного сына может быть слишком строгим или наоборот, слишком добрым, что не годилось для суровой казачьей службы.

Обучение мальчика военному искусству начиналось очень рано, примерно с трёх лет. С этого времени его начинали обучать верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой - с 10.

В семь лет мальчика по традиции стригли второй раз. Бритоголовым он впервые шёл в баню со взрослыми казаками, а затем ? на исповедь. После исповеди в доме накрывался праздничный стол. За обедом казачонок последний раз ел детские сладости. Закончив обед, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты в комнату старших братьев. Старшие братья осматривали его одеяло, подушку и выбрасывали, если считали их мягкими. Они заявляли своему младшему брату: «Всё, учись служить. Ты теперь не маленький».

Характерно, что с этой минуты мальчика могли наказывать только взрослые казаки. Женщинам вмешиваться в, по сути, спартанское воспитание будущего воина и землепашца не полагалось. Примерно с 7-8 лет казачонок начинал посещать станичную или церковно-приходскую школу. С ранних лет мальчишки помогали отцу по хозяйству. Праздно шатающихся детей в казачьих хуторах и станицах практически не было. Все они воспитывались в каждодневном труде, хотя у них были свои игры и развлечения.

Все дети с уважением относились к старшим, особенно к старикам. Надев самую красивую рубаху, расшитую идеограммами народных ремесел, начинал весенний сев самый уважаемый мужчина. За столом самый лучший кусок пищи отдавали старшему мужчине. Казаки в знак уважения бросали к ногам старика свое оружие. Молодые, сидя не могли разговаривать перед старшими, а перед женщиной должны были снимать головной убор.

Если старшие уезжали из дома, то зачастую семилетний мальчик оставался за «хозяина». Отец вполне серьёзно говорил сыну: «Смотри, на тебе дом и женщины». К 10-ти годам мальчик уже понимал полную меру своей ответственности и на самом деле становился опорой дома и семьи.

Воспитание казачек

Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью ? тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. Народная культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей благородной женщины. Традиции и обряды казачества обеспечивали духовно-нравственное воспитание девочки, дочки, внучки. Они создавали определенные ситуации, где девочка совершала женские поступки, которые формировали привычки и создавали настоящий женский характер, от которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей. Ведь каждая девочка мать будущих детей.

Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Родители и близкие при рождении девочки молились о её счастье. Если мальчика постоянно обучали быть первым, находиться на людях, состязаться с другими мальчиками, то девочке, наоборот, внушалось, что самое главное в жизни ? это крепкая семья и достаток.

Тем не менее, жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий у неё было не меньше, чем в жизни казака. Первые «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, весёлыми. Например, «смывали с дочурки заботы». Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, няньки (как правило, старшие дочери) первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, кто допускался на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её готовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т.е. совершенно несъедобная. Отец должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».

Все женские праздники отмечались в узком женском кругу, на женской половине дома. Приглашались только родственники. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», «платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится. Вместе с тем, в казачьей семье маленькой девочке не всё было позволено, её капризам не потакали.

Трудовое воспитание девочек начиналось рано. Они «хвостиком» ходили по дому за матерью, участвовали во всех домашних работах. Но была и особая работа ? нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить и пятилетняя девочка, годовалого ? трёхлетняя. Её потом называли няней, обращаясь к ней на «вы» в том случае, если она была старше на пять лет и больше.

Девочка должна была к выданью сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. Когда у девочки было готово приданое и она созревала физиологически, дедуля-казак по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала даренкой, выданкой. На Крещение ребята выбирали самую благочестивую женщину. Девушки – выданки надевали на себя многое из того, что они сделали своими руками, и вставали около крещенской проруби или ограды храма. Благочестивая женщина поднимала подолы шубеек, фартуков, платьев, юбок до юбки в синюю полоску. Она показывала будущим мужьям, на что способны девочки. После Крещения наступал период сватовства. В народе говорили: «Сватовство на Крещение – к счастью семейной жизни».

Заключение

Таким образом, бесспорной для казаков всех времен и регионов остается непреходящая роль семьи в воспитании достойной смены. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. Она была основным фактором в приобщении подрастающего поколения к народной культуре.

Приведенные в работе примеры присущи не только казачеству. Подобные принципы воспитания есть и у семейских, и у бурят, и у горских народов.

Вернуть народ из бытия, остановить деградацию общества, возродить утраченные нравственные ценности можно только основываясь на принципах народной педагогики. Начинать нужно уже сейчас, с нас, с молодого поколения.

Приложение

Из беседы с Краснопеевым Леонидом Николаевичем, 1929 года рождения, внуком казака Краснопеева Григория Анисимовича.

«Леонид Николаевич, расскажите о вашей семье. Какие традиции поддерживались в вашей семье? Строгие были ваши родители? Какими правами и обязанностями обладала молодежь?»

« Ну, как нас воспитывали? Батьку слушались, да и дед тоже суровый был. За столом шуметь, разговаривать нельзя было. Чуть что - сразу ложкой по лбу.

Против слово сказать нельзя было. Отец все решал…

При отце курить нельзя было. Сейчас-то молодежь и пьет при родителях, и курит. А раньше за это можно было и заработать…

Пока ты не женился, полностью находишься под властью отца… да и женившись,.. если что не так, отец мог наказать…

Мать – то сильно не наказывала. Она только так, за шалости могла хворостиной отодрать… вот отца боялись, но и уважали… Бить не бил, а внушением мог так пристыдить. Думаешь – лучше бы отстегал…

Молодые обязаны были готовить себя к военной службе… уметь на коне скакать, шашкой рубить…прав особых не имели, должны слушать старших, что они скажут…

Вас-то девок сначала баловали много, подарками задаривали ... а ребят рано ко всему приучали…У нас ведь какая главная работа была: служба.

 С малых лет родители приучали рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску забора.».

Использованная литература

1. Б.А. Алмазов «Мы ? казачьего роду» (СПб.,1993).

2.Журнал «Голос казака» (1993)

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: AKADEMIA, 1999.

4. Историко-этнографические очерки. - М.: МГУ, 1974.

5. Бондарева, Н. С почтением к мужчине, с любовью к женщине // Домашнее воспитание.// — 2004. № 3. — С. 14-18.

6. История XV – XX веков. Серия «Эрудит». М, «Мир книги», 2007 г.

7. Информант Краснопеев Леонид Николаевич, 1929 г.р., житель с. Санномыск.

 

Источник: http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/tradicii-semeynogo-vospitaniya-kazakov