Воспитание мальчиков в царских семьях

Воспитание мальчиков в царских семьях

В XIX - в начале XX века в России самым образованным классом 6ыло дворянство. Во главе его стояли царские семьи, они дали ряд выдающихся личностей, кардинально повлиявших на развитие государства и общества. Царские семьи были образцом для подражания во всем дворянстве. Как же осуществлялось воспитание в этих семьях? Я предлагаю читателю вместе со мной обратиться к трем книгам:

- Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. Исторические очерки для юношества. - Изд-во Т-ва М.О. Вольф. - С.-Петербург, Москва, 1912.

- Романов A.M. Воспоминания. - М., 2001. - Книга написана в 1931 году.

- Боханов А.Н. Император Александр Ш.- М.: Русское слово,1998.

Б.Б. Глинский в своей книге очерков рассказал о воспитании Петра I, о воспитательной деятельности Елизаветы Петровны, о Екатерине II - воспитательнице Александра I, о поэте В.А. Жуковском, которому было поручено воспитание будущего императора Александра II.

Будущий император России Петр Великий родился у царя Алексея Михайловича во втором браке. Его мать - приемная дочь боярина Матвеева - Наталья Кирилловна Нарышкина. Мальчик рос в роскоши. Но, взрослея, он стал презирать ненужную роскошь и изнеженность. Такое начало жизни не оставило на его характере никакого следа. Зато, как пишет Глинский, Петр из детства вынес очень важное качество, а именно цветущее здоровье, крепкое телосложение и раннее развитие физических сил. И уже в двухлетнем возрасте царевич вволю катался зимой в санках с ледяных гор.

Алексей Михайлович стал замечать в 4-летнем сыне влечение к военному делу. Чтобы придать этому влечению определенный характер, он составил для него целый полк из ровесников - детей спальников, стольников. Их одели в специально сшитые мундиры из зеленого сукна, дали солдатикам знамена и ружья. Полк получил наименование Петров полк, а царевич был назначен полковником. Ему рапортовали по всем надобностям, от него же требовали и распоряжений. Отец наблюдал за приказаниями 4-летнего полковника и руководил его действиями. Таким образом, эта детская забава со временем принесла огромную пользу: Петр, по определению автора очерков, стал "первым кадетом" на Руси и прошел основательную школу воинского дела. Курс военных наук он изучал не по книжкам и не со слов учителей, а на живом деле, хотя и потешном. Это воинское дело требовало от подрастающего Петра сдержанности, умеренности и послушания. Закладывались основы воинской дисциплины, смекалки, решимости.

Отец поручил шотландцу Менезиусу наставлять Петра. И тот поставил Петров полк на европейскую ногу и обучил полковника Петра тонкостям военного дела, разумеется, в пределах детского разумения. Автор в конце этого очерка о Петре-ребенке пишет:

- Являясь с рапортом к отцу-государю, Петр чувствовал себя не просто царевичем-сыном, но обыкновенным солдатом, несущим все тяготы военной службы.

- Петр приучился видеть в своих играх не просто забаву, а серозное дело, требующее усовершенствования и какого-то развития, в нем он почерпнул понятия о долге и обязанностях службы.

В царствование Софьи Алексеевны Петр-подросток возобновил военные игры. Теперь уже использовались не деревянные; а настоящие пушки и пищали. Это происходило в селе Воробьевом.

Автор книги Глинский пишет: "Будущий герой Полтавской битвы и победитель шведов, окруженный облаками порохового дыма, начинает чувствовать в виду златоглавой Москвы, на высотах Воробьевых гор, под залпы орудий, грохот барабанов все обаяние военной славы, начинает сознавать мощь своих орлиных крыльев" (с.30).

А в селе Преображенском 13-летний Петр организовал новый полк и призвал служить в нем солдатами добровольцев. Там на берегу Яузы выстроили большой учебный городок. И в нем офицеры-немцы учили солдат осадному искусству, взятию крепости. Этот потешный городок не только был военной школой, но и стал школой по архитектуре, по инженерному и саперному делу. Этот городок стал прообразом для строительства Петербурга и Шлиссельбурга. Именно здесь в Петре родилась любовь к строительному делу и ремеслам.

Заметный след в российской педагогике оставила Екатерина II. Она родилась в немецком городе Штетине. Ее родной язык немецкий. У нее гувернантка была француженка, которая приохотила свою воспитанницу к чтению французских классиков-драматургов.

Когда Екатерину привезли в Россию на роль невесты царевича и она стала ждать замужества, занялась самообразованием. Руководила этим императрица Елизавета. Но и сама Екатерина активно училась. Сначала освоила русский язык, православие. И до замужества и после она внимательно следила за европейской серьезной литературой и приобретала книги. В результате ей удалось сформировать у себя интеллект и волевой характер. Эти главные составляющие личности повлияли на становление политического деятеля - российской императрицы. Екатерина вступила на российский престол с определенно сложившимися убеждениями и просветительскими идеями. Поэтому ее дела стали продолжением дел Петра I. Она не решилась отменить крепостное право, но в знаменитом "Наказе" писала:

- Власть без народного доверия ничего не значит... Надлежит принять в основание действий народное благо и правосудие... Все люди родятся свободными... Хочу повиновения законам, а не рабов...

Эти мысли родились под влиянием французских философов, труды которых она изучала и с которыми активно переписывалась. А Дидро по ее приглашению приезжал в Петербург, он в беседах с императрицей убеждал ее отменить крепостное право и превратить Россию в республиканскую монархию.

А самовоспитание заложило в Екатерине основы педагогики - науки о воспитании. Позже они были использованы в воспитании детей - сына и внуков. Ставшая бабушкой, Екатерина особенно была озабочена воспитанием и образованием внуков Александра и Константина. Бабушка требовала в жизни мальчиков возможной простоты в пище, в одежде. Она ограждала их от барства и роскоши. К примеру, мальчики спали под ситцевыми одеялами. Чтобы развить в детях здоровые понятия, эстетический вкус, Екатерина сама составила для них "Бабушкину азбуку", сочиняла сказки. К существовавшей тогда детской литературе она относилась критически, считала ее плохой и тщательно подбирала детям книжки.

В педагогике Екатерина была под влиянием английского автора Джона Локка. К произведениям Д.Локка можно эпиграфом взять латинское изречение: "в здоровом теле здоровый дух". Это значит: ребенка надо научить переносить лишения и невзгоды - в этом сила тела. А сила духа - в умении отрекаться от своих желаний.

Екатерину привлекала мысль Локка о том, что строить воспитание следует, исходя из будущей практической деятельности. А внука Александра она готовила к управлению государством. Стало быть, в нем следует развивать самостоятельное мышление приучать управлять собой " вырабатывать твердую волю.

Из французских писателей в педагогике Екатерина ценила Ж..-Ж. Руссо, его педагогический роман "Эмиль, или о воспитании". Начитавшись Руссо, императрица решила претворить в жизнь его идею: ребенок станет идеальным, если его изолировать от порочной социальной среды. И учредила Московский воспитательный дом с целью создания "новой породы людей". Под влиянием Дж.Локка императрица организовала детские сиротские приюты с производственными мастерскими. Изделия детей из этих мастерских шли на продажу.

Особое внимание Екатерина уделяла Александру, который должен был стать императором. Она заботилась о его физическом здоровье, поощряла его увлечение физическим трудом. И мальчик красил и оклеивал обоями стены, чистил мебель. По проблемам воспитания внука Александра Екатерина советовалась с известным немецким писателем Гриммом - они переписывались. В одном письме она писала:

- Я намерена держаться с ним одного плана: воспитывать его как можно проще... Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы... У меня только две цели: одна - раскрыть ум для внешних впечатлений, другая - возвысить душу, образуя сердце.

Воспитание внука Александра Екатерина поручила учителю из Швейцарии Лагарпу. Она составила руководство по воспитанию, в основу которого положила педагогические взгляды Дж.Локка. Руководство состояло из наставлений касательно: 1) здоровья, 2) наклонностей к добру, 3) добродетели, 4) учтивости, 5} повиновения, 6) знаний. В наставлении много места отведено познанию России и условий ее жизни.

Бабушкина опека давала положительные результаты. Так, однажды учитель Лагарп, недовольный занятиями своего ученика, ушел огорченный домой. И следом Александр прислал ему письмо с извинениями:

- Вместо того, чтобы себя поощрять и удваивать старание, воспользоваться остающимися мне годами учения, я день ото дня становлюсь все более нерадив, более неприлежен, более неспособен...

Мальчик называет себя эгоистом и тщеславным. А в другом письме учителю он признался, что солгал, чтобы скрыть свою лень.

Как видим, учитель-воспитатель сформировал у своего воспитанника весьма ценные нравственные качества: правдивый самоанализ и искреннее раскаяние. Лагарп надеялся, что ему удастся осуществить свою мечту: образовать, воспитать "такого монарха, действиями которого будут руководить понятия законности, любви и милосердия" (с.208). Он учил своего воспитанника любви к своему народу, ко всем несправедливо обижаемым судьбою; развивал в нем ненависть к насилию, к беззаконию, к себялюбию и роскоши.

После победоносной войны русской армии с Наполеоном император Александр I встретился в Париже со своим воспитателем, в ответ на приветствие жены Лагарпа он сказал:

- Всем, что располагает людей ко мне, я обязан моему воспитателю, вашему мужу. Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра.

Заслуживают внимания также педагогические взгляды и деятельность воспитателей будущего императора Александра П. Главным воспитателем был назначен генерал К.К.Мердер. Это поручение он воспринял как весьма ответственное и основательно готовился к выполнению воспитательных функций. С этой целью он изучил труды лучших отечественных и иностранных педагогов.

Глинский в очерке так характеризует этого воспитателя:

- К.К. Мердер был точен в исполнении своих обязанностей, тверд в достижении целей, всегда говорил правду в глаза наследнику и его родителям, умел ласкою и убеждениями заставлять не всегда покорного воспитанника делать то, что от него требуют.

В то же время Мердер ставил себе задачу как бы слиться душой с юным великим князем и сделаться его истинным другом. Ему удалось добиться от ребенка величайшей откровенности. И тот по вечерам рассказывал Карлу Карловичу всё то, что он делал и думал в течение дня без всякой утайки, чистосердечно. По словам автора очерков Глинского, такое отношение к делу воспитания великого князя требовало со стороны Мердера громадного самообладания и выдержки. Причем всякая строгость, всякое наказание и грубая насильственность были устранены.

Отец мальчика одобрял систему воспитания Карла Карловича, ожидая от гуманного обращения с ребенком хороших результатов (с. 277).

Другим значимым воспитателем Александра II был известный в России поэт В.А. Жуковский. Сам он получил образование в Благородном университетском пансионе. Хорошо знал немецкий и французский языки. На его стихи обратили внимание известный писатели, а также члены царской семьи. И его пригласили ко двору государя и назначили чтецом для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. А когда в северную столицу прибыла невеста Николая Павловича и стала его женой, Жуковскому поручили учить ее русскому языку. Отсюда понятен позже выбор Жуковского на должность наставника и руководителя учебных занятий ее сына Александра.

На рождение Александра Жуковский его матери Марии Александровне передал приветственные стихи. Он писал, что от ее сына Россия ожидает всеобщего блага, свободы отечества, уважения в людях "святейшего из званий: человек!". "Жить в величии народном, жить для блага всех - свое позабывать". Этот завет впоследствии лег в основу всей воспитательной работы В.А. Жуковского. В одном из писем матери Александра поэт писал:

- У меня не осталось уже ничего личного. Всякая добрая мысль уже при своем зарождении имеет особый интерес. Слова: долг, религия, любовь к отечеству, - то есть все, что присуще духовной природе человека, - уже не останавливают на себе моего внимания исключительно ради меня самого (с.286).

Эти высокие слова Жуковский связывал со своей работой - с воспитанием Александра.

Отец мальчика Николай Павлович оберегал его от почестей, которыми окружающие люди пытались осыпать ребенка - они повредили бы формированию личности. Когда однажды французский посол попросил у императора разрешения представиться его сыну, отец отказал:

- Вы, значит, хотите вскружить ему голову? Какой прекрасный повод, чтобы возгордиться этому мальчугану, если бы стал выражать ему почтение генерал, командовавший армиями! Я хочу воспитать в моем сыне человека , прежде чем сделать из него государя (с. 272).

Об этом же говорил В.А. Жуковский отцу своего воспитанника:

- Смею думать, что государь император не должен никогда хвалить сына за прилежание, а просто оказывать свое удовольствие ласковым обращением. И чем реже, тем большую будет иметь цену. Мальчику надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения. Такая привычка образует твердость характера. Мысль об отце должна быть его тайною совестью (с. 292) . Также педагогически определенно Жуковский сказал о выражении родительского неодобрения. Мальчик должен трепетать при мысли об упреке отца.

В.А. Жуковский разработал план нравственного воспитания Александра. Теперь бы мы его назвали моральным кодексом. - Судите сами. В плане изложены заповеди, адресованные будущему императору:

- Уважай закон и научи народ уважать своим примером. Закон, пренебрегаемый царем, не будет храним народом.

- Люби и распространяй просвещение: оно - сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства.

- Уважай общее мнение: оно - вернейший помощник монарха и беспристрастный судья исполнителей его воли.

- Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей, и свобода народов: любовь царя к свободе утверждает в подданных любовь к повиновению.

- Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа.

- Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый - бессилен.

- Уважай и люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю.

sL

План В.А. Жуковского был одобрен царской семьей. Сочетание воспитательных воздействий двух талантливых педагогов: гуманитария Жуковского и офицера Мердера в благоприятной атмосфере дома Романовых дали положительные результаты. Автор очерков Б.Б. Глинский писал:

- Жуковский блестяще оправдал возложенные на него надежды и сумел влить в душу своего воспитанника всё то светлое, человеческое, доброе, что в таком изобилии заключалось в его собственной природе и что проглядывает вo всех деяниях и реформах царя-освободителя.

Глинский имел в виду освобождение российских крестьян от крепостной зависимости. Заповеди, разработанные В.А. Жуковским для мальчика - будущего царя, и теперь можно бы использовать в воспитании граждан-патриотов, которые, может стать, вырастут и станут депутатами и государственными деятелями.

Второй источник, использованный мною в очерке о воспитании царских детей - это книга, написанная великим князем Александром Михайловичем Романовым (внук царя Николая I). Это его воспоминания. Они были написаны в 1931 году. В Москве книга была издана в 2001 году. Автор книги рос вместе с Николаем II. В детстве каждое лето они вместе проводили в Ливадии, в Крыму. И до конца жизни Николая у них были очень близкие отношения. Жена Александра Михайловича Ксения - сестра Николая, теща - императрица Мария Федоровна. Его дочь Ирина - жена знаменитого Юсупова, убившего Распутина. Стало быть, А.М. Романов - одна из ветвей родословного дерева семьи российских царей. И его воспоминания представляют большой интерес в деле восстановления технологии воспитания царских детей.

В день рождения семилетний мальчик, будущий автор книги, среди подарков обнаружил форму полковника. Мальчику присвоили звание полковника 73-го Крымского пехотного полка, и отец подарил ему форму полковника.

Как видим, этот эпизод есть повторение того, что было в детстве Петра I.

В связи с воспоминанием этого события Александр Михайлович в своей книге писал:

- Я страшно обрадовался, так как сообразил, что теперь сниму свой обычный костюм, который состоял из короткой розовой шёлковой рубашки, широких шаровар и высоких сапог красного сафьяна, и облекусь в военную форму. Мой отец улыбнулся и отрицательно покачал головой. Конечно, мне иногда позволят, если я буду послушным, надевать эту блестящую форму. Но, прежде всего, я должен заслужить честь носить ее прилежанием и многолетним трудом. Мое лицо вытянулось, но худшее было еще впереди.

- С завтрашнего дня, - объявил мой отец, - ты уйдешь из детской. Ты будешь жить с братьями Михаилом и Георгием. Учись и слушайся своих учителей.

Прощайте мои добрые нянюшки! Прощайте беззаботные сны! Всю ночь я проплакал. Добрый дядька казак Шевченко уговаривал, но не помогло. В конце концов он сказал:

- Вот будет срам, если Его Императорское Величество узнают и отдадут в приказе по армии: Великий Князь Александр отрешается от командования 73-м Крымским полком, потому что плачет, как девчонка!

Услышав это, я вскочил с постели и бросился мыться. Я пришел в ужас, что чуть не обесчестил всю нашу семью в глазах императора и России.

- С этого дня и до 15-летнего возраста мое воспитание было подобно прохождению строевой службы в полку. Мои братья Николай, Михаил, Сергей и Георгий и я жили, как в казарме. Мы спали на узких железных кроватях с тончайшим матрацем, положенным на деревянные доски. Нас будили в 6 часов утра. Мы должны были сейчас же вскакивать, так как тот, кто рискнул бы поспать еще пять минут, наказывался самым строжайшим образом.

Далее Александр Михайлович рассказал, как у них в семье проводились с детьми учебные занятия и, в частности, отметил:

- Учение не было трудным. Но излишняя строгость наставников оставила в нас всех осадок горечи. Из-за малейшей ошибки в немецком слове нас лишали сладкого.

Завершить очерк об организации воспитания царских детей я намерен упоминанием графа С.Г.Строганова. Он был наставником сыновей императора Александра П. Это блестяще образованный аристократ, учился в университетах в Германии и Франции, но остался стойким консерватором, не разделял либеральные идеи 60-х годов XIX века.

О нем рассказал А.Н.Боханов в книге "Император Александр Ш".-М.: Русское слово, 1998. (2}

Мое внимание С.Г.Строганов привлек тем, что при обучении царских детей пользовался невиданным тогда приемом. Он считал, что цесаревичу не надо навязывать традиционные ценности, их следует постепенно раскрыть, сделать так, чтобы сам отрок дошел до понимания характера власти в России и осознал черты устройства общественной жизни в империи.

Методический смысл приема заключался в следующем. Поясню на примере. Сначала Строганов приглашал одного профессора прочитать детям лекцию о пользе конституции, а через несколько дней другого, который убеждал своих учеников в обратном: к условиям России невозможно применять конституционные формы правления. Сравнивая, сопоставляя, размышляя, цесаревич сам должен был разобраться в том, что нужно России, и я, читая об этом, восхищался графом Строгановым: он применял прием из технологии развивающего обучения (см. мою книгу "Они формируют таланты" (11).

С.Г. Строганов влиял на формирование личности будущего императора Александра Ш. Вместе с ним учителями царских детей работали блестящие знатоки своего предмета и интеллектуалы: русскую словесность преподавали профессор Я.К. Грот и М.А. Корф - писатель, директор Публичной библиотеки; русской истории обучал их знаменитый историк профессор С.М. Соловьев, праву - профессор Московского университета К.П. Победоносцев. Главная установка родителей для всех учителей никогда не менялась: вырастить достойных, честных, трудолюбивых, образованных и богобоязненных людей.

Александр Ш, будучи цесаревичем, уже воспротивился влиянию либералов-прозападников и в дневнике записал о том, что Россия настолько самобытна, что не может пойти по западному пути. Названные мною цари исповедовали эту же идею, они радели за интересы России.

Источник: неизв