Гордость и гордыня ослабляют человека

1.   Вопрос и ответ: гордость и гордыня.

Вопрос. Меня гордыня заела: не могу с людьми нормально общаться. Это очень страшный грех или просто психологическая проблема? Может, какая-то степень гордости – это нормально, говорят же «человек - это звучит гордо»? Вообще, есть разница между гордостью и гордыней?

Ответ. «Какая-то» степень гордости – это «нормальная» болезнь роста, вроде кори. Но все же болезнь. А гордыня – это злокачественная форма той же болезни. Это грех, не то, что страшный, а первый и главный. Ваша задача – не позволить болезни перейти в эту форму. Судя по тому, что вы читаете эти строки, этого еще не произошло.

Что такое гордыня и гордость?

Мир таков, каковы наши души. Гордость – основная черта нашего мира, в этом смысле она «нормальна». Поэтому «человек звучит гордо», но радоваться тут нечему. Даже когда гордость не без причины и вполне благообразного вида.

Гордыня и гордость – не только слова, но и вещи одного корня. Поэтому Св. Отцы часто употребляют эти слова взаимозаменимо. Для четкости мы гордостью называем опухоль, которая «сама проходит», а гордыней – злокачественную. И та, и другая бывают в «плотской форме» – у обычных людей – и в «духовной форме» - у идущих духовным путем, например монахов. Св. Отцы больше писали о последней. Но многое из этого относится и к первой.

Под словом «гордость» часто понимают целую совокупность душевных качеств: самолюбие, тщеславие, чувство собственного достоинства и еще многое. Не все эти качества плохие, есть среди них и хорошие, но держится вся эта цепочка на гордости.

Психология и богословие гордости.

Гордость – центр этой совокупности душевных качеств, потому что гордость – это неверное отношение к собственному Я, а Я – всегда в центре нашей картины мира, как точка начала отсчета. Гордость – искажение взгляда на себя как на человека, а значит, и на образ Божий в нас. При этой болезни человек кажется себе изолированным от мира (к своей радости или печали), и его взгляд, вместо того, чтобы выходить в мир и оттуда уже возвращаться к себе, устремлен внутрь самого себя. Это приводит к самовозвышению или к самоуничижению – одно не вернее другого. Главное, что сам человек этой ошибки не может уловить из-за того, что наше Я неотделимо от понимания самого себя, и ложное понимание всегда видит в себе то, что и хочет видеть. Ощущение независимости от других подпитывает гордость, но это иллюзия: такую независимость дает только абсолютная гордость, а она – свойство дьявола. Мы, к счастью, зависимы.

Гордость с виду безобиднее многих пороков, но в ней сидит дьявол. Если он войдет в ней в нашу душу, с нами может случиться то же, что с ним. Входит он под безобидной личиной, и душа не распознает этого, потому что первое, чего ее лишает гордость, - трезвого взгляда на себя. Это происходит и со всем миром, прельщенным перспективой материального прогресса независимо от Бога. Иллюзия знания лежит в основе современной цивилизации - иллюзия, потому что знание о мире без знания о себе может быть только ложью. О таком знании рассказывает библейская история грехопадения.

Душе, которая впала в ложное отношение к самой себе, кажется, что все нормально, а между тем, все ее достоинства обращаются в свою противоположность: чем выше, тем ниже, будто все наши ангелы превратились в бесов, замкнувшись от Бога. Это замыкание поддерживает само себя: чем выше воздымается душа в гордости, тем глубже погрязает во зле, и зло усугубляет гордость. Вплоть до «добровольного» отказа от добра ради зла – от рая ради ада. Гордая душа рискует впасть в знакомое многим состояние «чем я хуже, тем лучше», из которого ей самостоятельно не выбраться. Чтобы не впасть в эту ловушку, надо понять пути гордости – как она возникает, растет, становится злокачественной и, наконец, убивает.

Гордость роста.

Этой болезни подвержены растущие, в первую очередь молодые души. Гордость роста – это поправимое, часто проходящее само собой рассогласование себя с образом себя. Например, когда принимают часть себя за целое. Бывает «перелет», когда мы принимаем за себя свою лучшую часть, хотя еще не целиком до нее доросли. Со стороны это часто выглядит как глупое самопревозношение, хотя самому человеку не видно, как рассогласовано то, что он думает и говорит о себе с тем, что он реально может. Но подсознательно человек ощущает хрупкость такого образа себя и остро, неадекватно реагирует на «покушения» на него. Да и хорошо, что такое состояние неустойчиво – это залог его поправимости. Неустойчивость часто проявляется парадоксальным образом: гордец говорит «я великий грешник». Это «смирение паче гордости» смешно, но не совсем безобидно: ложное покаяние мешает истинному. В целом, «перелет» - это еще не болезнь, а скорее, риск болезни.

Бывает и «недолет» образа себя до реальности. Он проявляется в застенчивости, замкнутости. Несмотря на внешние различия, механизм тот же, что у «перелета»: гордость. «Недолет» приятнее для окружающих, а в некоторых случаях и полезен, но самому человеку мешает жить. Кроме того, недооценка себя – это ведь и неблагодарность Богу, многое нам давшему, а благодарность Ему нужна для духовного роста как вода дереву. Есть и риск впасть в раздражение против самого себя, а затем и в уныние, которое тормозит духовный рост, как ничто другое.

Мы говорили о проблемах роста здоровой души. Но что если душа ранена и защищает уязвимое место оболочкой гордости, как тело защищает рану опухолью? Например, стыд бедности защищает себя, порождая гордость нищетой. В других случаях гордость – защита от острого оружия насмешки. Все равно, как и телесная, духовная опухоль лишает душу чуткости – в этом все виды гордости схожи. Например, так душа защищается от осознания вины. Это самый опасный вид самозащиты. Защита от покаяния – путь к злокачественному перерождению гордости.

Гордыня падения

Перерождение гордости в гордыню начинается, когда расхождение Я и образа Я становится необратимым: не может пройти само собой. Это рубеж, за которым психологическая проблема превращается в грех – и начало других грехов. Без лечения эта болезнь только усугубляется. Один из признаков этого – возрастающее упорство в цеплянии за свое (пусть иногда и не без оснований) и отвержении помощи и знания, приходящих извне – от людей или от Бога. Пространство души замыкается полностью, и в нем начинает свободно действовать дьявол, намеренно усугубляя это состояние. Человек становится зависимым, как наркоман, от подтверждения собственной гордыни. И, как наркоман, уничтожает сам себя.

Лечение могло бы прийти от других людей, но душа, подобно одержимому, разрушает связи с людьми, оскорбляя их, часто под видом «правды-матки». А правду, приходящую от них, выплевывает, как горькое, хотя и целебное, лекарство.

Финальная стадия этой болезни может выглядеть как улучшение: гордость вытесняет другие грехи, как наркомания вытесняет алкоголизм. Для этой стадии св. Отцы часто употребляют слово «крайняя» гордость и предупреждают, что она смертельно опасна для души. Разрушение Я может прорваться наружу как «обычная» душевная болезнь, например мания величия. Я, личность – самое драгоценное в человеке для Бога – уподобляется лопнувшему пузырю. Почему человек сам, свободно идет до конца этого пути, не останавливается? Потому что, пройдя рубеж гордыни, он уже не «сам» и не свободен: его, как ему кажется, растущее Я – уже не его.

Лекарства от гордости

Остановиться своими силами можно, когда гордость еще не переросла в гордыню. С гордостью «от молодости» это происходит само собой в ходе взросления. Это – часть более глубокого процесса, который в православии носит имя трезвения. В первую очередь это осознание своего Я как средства, а не как цели. Именно потому, что человек знает, что в нем – образ Божий, он говорит Ему: «это не я, а Ты». А та часть Я, которая не Ты, - земля, и в землю вернется. Трезвый взгляд на себя – начало смирения, которое – главное лекарство от гордости. Смиренный осознает свою причастность не только Богу, а и земле, но тем тверже на ней стоит. Гордый принимает свои миражи за правду, а смиренному дается умение правду просто видеть. Это и разрушает порочный круг устремленности глаз души на себя саму.

Другое природное лекарство против гордости – любовь и благодарность. Гордость несовместима с любовью: в любви к другому человеку мы забываем свое Я, как бы жертвуем им, и в любви к Богу – тоже. Так же изгоняется гордость и благодарностью людям, сделавшим нам добро, или Богу, сделавшему нам все. Если мы понимаем: в меру, в которую я приобрел способность гордиться, я потерял способность благодарить – это для нас прививка от гордости.

Еще одно лекарство зависит от нас самих: открыться другим, сломать барьеры между собой и ими, возводимые гордостью. Это трудная операция, как хирургия на себе самом, но она эффективно разрушает патологический механизм самозамыкания гордости. Открытость для воздействия других – это зависимость от них, послушание им. Последнее легче, если понимать, что это послушание через них – Богу.

Лекарства от гордыни

И перейдя через рубеж гордыни, когда человек уже не в силах помочь сам себе, он может получить лекарства от самой жизни и от Бога. Жизнь часто подносит гордому под нос нашатырь страдания. Бывает, мы сами не понимаем, за что оно нам – все равно приходится принять эту горькую пилюлю, волей или неволей.

Страдание гордого – знак противления Бога противящимся Ему. Но это и возможность – остановить свой бег в дьявольской упряжке, куда нас запрягли, и вместо этого тяжелого и смертоносного хомута принять иго Христа. Оно бесконечно легче, чем бремя гордости, только гордые этого не знают. Тяжкие удары судьбы учат этому, разбивая нашу упряжь как скорлупу, чтобы впустить Бога. Смирение – это вера: положиться на Него, а не на свои силы, взвинчиваемые под кнутом гордости, принять зависимость от Него. Тогда и сами эти силы преображаются, подобно бесам, превратившимся в ангелов.

В смиренной душе гордыня исчезает, как мираж, каким она, в сущности, и является – она ведь самообман. Вместо нее водворяется мир Христов. Это та независимость ни от каких уколов мира и судьбы, которую тщетно рисует в душе гордыня. Тут эта независимость реальна, потому что она – зависимость от Бога. Зависимость предельная, вплоть до беззащитности, до слияния с Ним на кресте.

2.   Что такое гордыня и гордость?

2.1.         Гордость - в основе нашего мира

Правда о современном человеке заключается в том, что он, прежде всего, есть существо, полное гордыни, сформированное гордыней, поклоняющееся гордыне и ставящее гордыню на первое место в своей шкале ценностей.

О. А. Шмеман. Водою и Духом

Вот тип человека, часто встречающийся: в нем соединение трех черт — 1) гордость, вера в свои силы, упоение своим творчеством, 2) страстная любовь к земной жизни и 3) отсутствие чувства греха. И этот тип культивируется современной жизнью — воспитанием, литературой и т. д.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

Гордостное разгорячение и несчастное самообольщение ныне встречаются почти исключительно в облачении необыкновенного подвига для усиления собственной прелести и для обольщения ближних. Мир любит это.

Игнатий Брянчанинов. Отечник

«Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие». Но не только богатство материальное мешает вхождению в Царство Божие; еще больше — богатство душевное, талантливость, специальные способности, воля. Как трудно не увлечься всем этим, не впасть в тщеславие, гордость.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

2.2.         Разные роды гордости

Гордости два рода: первый тот, которым поражаются мужи высокой духовной жизни; а другой захватывает новоначальных и плотских.

Плотская гордость сначала делает непокорливым и упрямым; потом не дает быть кротким и обходительным. Особенно не уступает, чтоб человек, по заповеди Бога и Спаса нашего, обнажился от всякаго земного стяжания: представляет впереди разные продолжительные болезни, колеблет стыдом и смущением, если, оставшись безо всего, начнет содержание иметь из чужих, а не из своих источников.

Духовная гордость обыкновенно борет только тех, которые, победив все другие страсти, находятся уже почти на самом верху добродетелей. Злая гордость чем более богатую пленит душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает ее, обнажив от всего имущества добродетелей с жесточайшим ограблением.

Добротолюбие. Иоанн Кассиан

Разве гордость — это плохо?

Гордость может быть нормальной, но гордыня — это плохо. Мы всегда готовы замкнуться на себе. Но подлинная жизнь — это всегда жизнь-открытость.

Объясните, пожалуйста, разницу между гордостью и гордыней.

Если мать гордится успехами своего сына, это нормальная гордость. А гордыня — это самомнение и ложное самоутверждение.

Стремление к познанию — это есть гордыня?

Нет, стремление к познанию есть дар Божий, но всегда надо иметь смирение при этом. Большое знание — оно смиренно. Настоящая наука обладает скромностью.

Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

 

2.3.         Связь гордости с другими свойствами души

Добродетели одна с другою связаны и одна на другой держатся, подобно священной цепи, в которой одно звено висит на другом. Так и противные им пороки один с другим связаны, например, ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордостью, гордость с тщеславием, тщеславие с неверием.

Макарий Великий. Древний патерик

 

Гордость и отчаяние между собою несогласны; но по злоухищрению бесов, можно обе эти страсти видеть в одном человеке.

Иоанн Лествичник. Лествица.

 

Мания величия и мания преследования являются формами греха — гордости.

 Неврастения», «нервность» и т. п. , мне кажется, просто виды греха и именно греха гордости. Самый главный неврастеник — дьявол.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

Я не хочу сказать, что можно построить настоящую внутреннюю жизнь, прочную и полноценную, на гордости, но на чувстве собственного достоинства — да, можно.

Митрополит Антоний Сурожский. Перед лицом страдания

 

3.   Психология и богословие гордости

3.1.         Гордость – незнание себя

Тончайшая духовная суть гордыни, по-настоящему распознаваемая только в духовном подвиге "различения духов", - как раз в том, что она не снизу, а свыше: не от несовершенства, а от совершенства, не от недостатка, а от преизбытка даров, не от слабости, а от силы.

Только человек во всем творении Божьем призван любить себя, то есть сознавать в себе Божественный дар и чудо своего Я. Человеческая личность есть любовь к себе, и потому - любовь к Богу, любовь к Богу, и потому - любовь к себе. И вот этой любви к себе и присуще обратиться в любовь себя, в то себялюбие, которое и составляет суть гордыни. Нет, не "злом" прельстился человек, а собою, своим богоподобием, божественным чудом своего Я.

О. А. Шмеман.  Евхаристия: таинство Царства

 

Начало гордости есть неведение Господа.

Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам

 

Кто увлекается гордостью, тот всего менее знает себя.

Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея

 

Гордый глух и слеп к миру. Мира он не видит, а только свое во всем отражение.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

Гордыня – это сознательное отношение к себе самому как к последнему судии, как к тому, над которым нет ни Божиего, ни человеческого суда.

Митрополит Антоний Сурожский. О слышании и делании

 

Я непрестанно творю из себя собственного кумира.

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

 

Мы не думаем, что человек способен познать самого себя, если трудным покаянием и напряженным борением не изгонит прежде из собственного ума гордость и лукавство. Потому что кто не приведет своего ума таким путем к такому устроению, тот не увидит даже своего незнания, а только с этого начинается успешное познание самого себя.

Григорий Палама. Триады. Слово в защиту священно-безмолствующих

 

Гордость есть убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что имеет свет.

Весьма многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия, и уже при исходе из сего мира усматривают свое убожество.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

Гордость – это положение, когда мы ставим себя в центр всего, делаем себя критерием истины, добра и зла, подлинной ценности вещей, и тогда мы свободны от чужих суждений, а также свободны от тщеславия. Но лишь абсолютная гордость может истребить тщеславие полностью, а абсолютная гордость, к счастью, вне наших человеческих возможностей.

Митрополит Антоний Сурожский. Безмолвная молитва

 

3.2.         Дьявольское начало гордыни

Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, - тем же самым путем, каким и сам ниспал, т.-е. гордостию и любовию к суетной славе. В начале то, что свергло с неба, было движение гордости.

Добротолюбие. Наставления Антония Великаго

 

Гордость есть предвестница падения.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

Дьявол никогда как дьявол не является, а всегда стремится облечься во что-нибудь такое прельстительно-светленькое. Критерий же различения духов был и остается всегда один: там, где есть гордыня, там нет и не может быть Христа.

О. А. Шмеман. Духовные судьбы России

 

Не отражается ли предмирное грехопадение в нашей горделивой мечте создать мир по своему плану и замыслу?

Отец Александр Мень. Истоки религии.

 

Венец зла, главнейший диавольский грех — гордость — возникает от знания! Бывает, значит, вовсе не очищающее, а обчищающее душу знание без любви, — любви, вершины, корня и середины всей добродетели.

Григорий Палама. Триады. Слово в защиту священно-безмолствующих

 

Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость, враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею. Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое». Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту неисцельною.

Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке

 

3.3.         Гордость – самозамыкание от Бога

 

Пришли в смятение ангелы, и претворились в демонов по причине гордости сердца.

Антоний Великий (Отечник Игнатия Брянчанинова)

 

Сгнивший плод бесполезен земледельцу, и добродетель гордого непотребна Богу. Молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его.

Преподобный Нил Синайский. Об осьми духах зла.

 

Здание лукавого в душе бывает неразоримо, пока имеет подкрепу и поддержку в основах гордости.

Добротолюбие. Наставления Марка подвижника

 

Гордость — источник зла, и зло — источник гордости.

О. А. Шмеман. Толкование Великого Поста

 

В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние.

Амвросий Оптинский. К монашествующим

 

4.   Гордость роста

4.1.         Гордость-перелет: когда наш образ обгоняет нас

В личной гордости прилепляются к одной части, к мнимому единству. Но Ты разрешаешь нас от цепей, которые мы сами надели на себя.

Мне казалось, что это не мы грешим, а грешит в нас какая-то другая природа; гордость моя услаждалась тем, что я не причастен вине, и если я делал что-нибудь худое, то я не исповедовался в своем проступке. На самом же деле я представлял собою нечто цельное.

Блаженный Августин. Исповедь

 

Гордость, — отсюда самолюбие, отсюда — пристрастность, неспособность самооценки, — отсюда глупость. Каждый гордец глуп в своих оценках, хотя бы от природы имел гениальный разум. И обратно, смиренный мудр, хотя бы был и «неумен»; сущность мудрости — чувство Истины и смирение перед ней — доступна ему.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притчи, гл. 14

 

Испытаю не слова возгордившихся, а силу.

1 Коринфянам, гл. 11

 

Вот, смотрите, кто-то что-то про нас сказал, и тотчас наша гордыня вся вскипела, и мы уже не можем быть спокойны. Иногда какая-то мелочь в жизни может вывести нас из равновесия. Как это все над нами властвует! И вот в таком слабом состоянии мы нуждаемся именно в спасении.

О. Александр Мень. Общая исповедь о спасении

 

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “кага! каго!”. Так и горделивый.

Амвросий Оптинский. К монашествующим

 

Куда мы ни шагнем: сделаем хорошее — тут же у нас гордыня, ошибемся — тут же у нас отчаяние.

О. Александр Мень. Общие исповеди. Великое чудо Его любви

 

Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня.

Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

 

Чувство своей необычайной греховности часто бывает, особенно в юности, видоизменением той же страсти гордости. «Я необычен во всем, даже мои грехи сильнее и ярче, чем у других!».

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

Рассмотрите свое сердце, не таится ли в душе, мысль и мнение, что хоть немножко, да лучше других живете. Такая мысль явно обнаруживает в нас горделивое самомнение.

Амвросий Оптинский. К монашествующим

 

Иные обращают покаяние в повод к гордыне, и вместо прощения пишут на себя новое долговое обязательство.

Ефрем Сирин

 

У праведника, не познавшего своей немощи, дела его как бы на острие бритвы, - и он не далек от падения и от тлетворного льва гордыни.

Исаак Сирин

 

4.2.         Гордость-недолет: когда мы обгоняем наш образ

Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.

Амвросий Оптинский. К монашествующим

 

Многие юношеские сомнения от гордости.

1. «Нужно сделать что-то решительное, выйти из компромиссов, отдать Богу все».

2. «Нельзя часто причащаться — чувство своего недостоинства».

3. «Гордое чувство своей необычайной греховности».

4. «Нельзя выходить замуж, т. к. слишком много берешь на себя — создание новых людей».

Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

 

Если Бог дал мне сказать что-нибудь истинное, доброе, правильное или сделать что-нибудь достойное и Его, и меня как человека, я должен научиться благодарить Его за это. Не приписывать себе в заслугу - да; но не отрицать самой вещи и переключиться с тщеславия или гордыни на изумленное, умиленное благодарение. Ложное смирение - одна из самых разрушительных вещей; оно ведет к отрицанию в себе того добра, которое есть.

Митрополит Антоний Сурожский. О смирении

 

Все мы больны, так или иначе, но Он наш Друг и наш Врач. Себя не надо ненавидеть. Такая ненависть рождается от скрытой гордости. Лекарство от нее – смирение.

Три письма отца Александра Меня к своим прихожанам

 

Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости.

Александр Ельчанинов. Беседа перед исповедью

 

4.3.         Гордость-самозащита

Гордость есть опухоль души, наполненная испорченною кровию; если созреет, прорвется и причинит большую неприятность.

Шум листа в ужас приводит гордого, и журчание воды поражает душу его.

Преподобный Нил Синайский. Об осьми духах зла.

 

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

Сердце святых утончено, а сердце гордых утучнено.

Василий Великий. Беседы на псалмы

 

Если имеешь нужду в пище, или одежде, не стыдись принять, если будут подавать тебе их другие. Ибо это есть вид гордости.

Добротолюбие. Евагрий монах

 

Как часто, за неимением лучшего, мы гордимся тем, чего лишились или чего никогда не имели, — мы богаты собственной нищетой.

Митрополит Антоний Сурожский. Внутренняя устойчивость

 

Больше всего в нашем поиске Бога нам мешает боязнь быть осмеянными. Наша гордость, упрямство, стремление к самоутверждению выстоят против резкой критики и прямых нападок, выдержат неприязнь и отвержение. Но перенести насмешку чрезвычайно трудно.

Митрополит Антоний Сурожский. Рассказ о Закхее

 

Нам часто мешает принять прощение наша гордость: как я буду принимать прощение, тем самым признав, что я действительно виноват? Порой бывает очень трудно принять прощение именно из-за этой гордыни, именно из-за того, то мы не хотим быть восстановленными в нашем достоинстве по чужой милости; мы хотим это достоинство иметь в себе или заработать на него право. Но право на прощение никто никогда не зарабатывает; как никто никогда не зарабатывает право на то, чтобы его любили.

Митрополит Антоний Сурожский. Радость покаяния

 

5.   Гордыня падения

5.1.         Необратимое расхождение образа и реальности

Первый грех, по Писанию, есть гордыня.

Преподобнаго Исихия, пресвитера Иерусалимскаго

Начало гордости - укоренение тщеславия; средина - уничижение ближнего; а конец - отвержение Божией помощи, бесовский нрав.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

Кто в беседе упорно желает защищать свое мнение, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом (гордостию).

Иоанн Лествичник. Лествица

 

Горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности. Гордость есть Божественного и человеческого знания лишение.

Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы

 

Диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею. Старается он держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их.

Добротолюбие. Наставления Антония Великаго

 

Именно падший человек испытывает постоянную потребность гордыни, самопревозношения, самоутверждения, потребность в них, как в плотной дымовой завесе, скрывающей от других людей, да и от него самого его недостатки. Подлинному добру, подлинной мудрости, подлинной жизни — гордыня не нужна, так как им нечего скрывать, и потому они смиренны.

О. А. Шмеман. Великопостная молитва

 

Гордыня слышит только самое себя. Гордыня замкнута в себе, она, как говорится, пожирает самое себя, живет в своем мире, в своей тюрьме.

Отец Александр Мень. Два пути понимания христианства

 

5.2.         Разрушение отношений с другими

Плотская гордость вот в каких действиях проявляется: она не знает терпения, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна - в перенесении их, тяжела на послушание, на увещания непреклонна, к отречению от своих волений не способна, к подчинению чужим крайне упорна, всегда усиливается поставить на своем решении, уступить же другому никогда согласна не бывает.

Добротолюбие. Иоанн Кассиан

 

Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы.

Кто увещевает или подает совет гордому, тот походит на льющего воду в дырявый сосуд, или на того, кто простирает речь к пролетающей птице.

Добротолюбие. Наставления Антония Великаго

 

Люта и неудобно-победима страсть хуления, которая источником своим имеет гордостное мнение сатанинское.

Никита Студит

 

Общее место гордых — возмущаться чужой ложью, протестовать против неправды, восстановлять истину. Они и не замечают в своем ослеплении, что сами опутаны ложью, что они не выносят истины даже в слабом ее растворе. Можно ли говорить правду душевнобольному? На что ему эта правда? Всякая о нем правда обратится только в воду на мельницу его безумия.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

Недуг гордости - с трудом врачуемое зло; потому что она отвергает целительное врачевство и вымышляет для себя смертную отраву.

Добротолюбие. Ефрема Сирин

 

5.3.         Окончательное разрушение Я

Бесы с намерением отступают от нас, оставляя беса гордости, который один заменяет собою всех прочих.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

Высокоумие и гордыня - это крайнее зло, матерь погибели.

Добротолюбие. Изречения аввы Исаии

 

Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели он низложит тебя.

Добротолюбие. Ефрем Сирин

 

Суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе).

Отец Александр Мень. Сын Человеческий

 

Крайняя форма гордыни — это уже мания величия и душевная болезнь. В зачатке это находится в сердце каждого человека, когда наше «Я» выпирает и занимает неподобающее место.

Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

 

Всем людям было сказано: «Вот дан тебе путь жизни, а вот тебе путь смерти. Выбирай сам. Ты свободный человек». И человек гордо выбирает путь смерти, выбирает путь лжи.

Отец Александр Мень. Проповедь о вере хананеянки

 

Лопнувший пузырь обращается в ничто, - и память гордого погибнет

Преподобный Нил Синайский. Об осьми духах зла.

 

6.   Лекарства от гордости

6.1.         Духовное взросление и трезвение

Пила гордится ли перед тем, кто двигает ее?

Исайя, гл. 10

 

Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость приписыванием Богу исправно делаемых дел.

Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви

 

Всякий раз, когда встречаешься с людьми и ощущаешь немощь естества человеческаго, каждый такой случай будет охранять тебя от гордыни.

Исаак Сирин

 

Ты горделив и вспыльчив? Опусти взор — и прекратится у тебя гнев. Посмотри на землю и подумай… Память о том, что мы произошли из земли, никогда не позволяет нашему гневу пробуждаться. Да будет спутницей разуму земля, вечно сущая и напоминающая о себе!

Василий Великий. Беседы на Шестоднев

 

Смирение - это прежде всего реализм; когда на мысль, будто я гениален, я спокойно себе отвечаю: не будь дураком, ты очень посредственный человек! - это начало смирения, которое происходит от реального видения вещей. Часто можно было бы на себя посмотреть просто с улыбкой: какой ты смешной, чего ты пыжишься!

Митрополит Антоний Сурожский. О смирении

 

Смирение лучше всего может быть понято как духовная трезвость и доброта, противоположные опьянению гордыней.

Отец Александр Мень. Вестники Царства Божия

 

Не пренебрегай смиренного; он стоит тверже тебя, по земле ходит, и не скоро падет; а высокий, если падет, сокрушится.

Преподобный Нил Синайский. Об осьми духах зла.

 

Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть.

О. А. Шмеман. Толкование Великого Поста

 

6.2.         Любовь и благодарность

Любовь не превозносится, не гордится.

1 Коринфянам, гл. 13

 

Мы можем отдать Богу и свою гордость: “Отдай свою гордость вместе со всем остальным, отдай все”. Гордость, отданная таким образом, превращается в дар любви, а всякий дар любви приятен Богу.

Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и жизнь

 

Разве мы не бываем благодарны, когда радость, исцеление от болезни, утешение в горе, спасение коснется дорогого, родного нам, близкого человека? Благодарность захлестывает собой все: тщеславие, гордость забываются. Когда через нас случится что-нибудь доброе, тогда мы заглядываемся на себя, тогда вспоминаем о себе, тогда тщеславие, гордыня всплывают. Надо себя остановить на пути погибели, на пути осквернения самого, может быть, святого, что было сделано нами. Нам надо учиться благодарности; благодарность может нас спасти и от гордыни, и от тщеславия.

Митрополит Антоний Сурожский. О верности

 

Неблагодарение - это корень и движущая сила гордыни. Гордыня потому и противостоит благодарению, что возникает она из той же причины, что и благодарение, есть другой - противоположный - ответ на тот же дар, искушение тем же даром.

О. А. Шмеман.  Евхаристия: таинство Царства

 

6.3.         Открытость

Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими, для неукрощенного еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей: а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и чрез то удобно впадает в самомнение и обольщение.

Амвросий Оптинский. К монашествующим

 

Смирение - это открытость сердца к Его воле, открытость к другим людям. Освобождение от болезненной зацикленности на себе, от самости, от "ячества".

Три письма отца Александра Меня к своим прихожанам

 

Самое радикальное средство от гордости — быть в послушании. Принуждать себя выслушивать советы и быть внимательным к чужому мнению. Быть попроще с людьми, не подозревать за их словами и поступками никакой особой подкладки.

Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

 

7.   Лекарства от гордыни

7.1.         Нашатырь страдания

Придет гордость, придет и посрамление.

Притчи, гл. 8

 

Веруй, что бесчестия и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души твоей, и молись об укоряющих тебя, как об истинных врачах души твоей.

Добротолюбие. Авва Дорофей

 

Два предлежат врачебных средства против гордости, которыми если кто не воспользуется, встретит и нехотя третье, очень жестокое. Гордость прогоняют: молитва со слезами, никого не уничижение, и невольные скорби.

Добротолюбие. Авва Фалассий

 

Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую - прежде век Невидимый.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

7.2.         Иго Христово: покаяние и смирение

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Иакова, гл. 4

 

Горделивые и самолюбивые из нас не хотят подклонить выи своей под легкое иго Христово, но добровольно впрягаются в тяжелое иго возношения и гневливости.

Врачество же против сих страстей: во 1-х - смиренное и искреннее сознание своей немощи пред Богом и духовным отцом; во 2-х – Евангельское понуждение не действовать по влечению сих страстей, а делать противное им; третье врачество – искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачество – смиренное испрашивание помощи Божией псаломскими словами: Господи! От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою или раба Твоего.

Амвросий Оптинский. К монашествующим

 

Ты принизил гордость мою страхом Твоим и приучил шею мою к ярму Твоему. И теперь я несу его, и оно легко мне - Ты обещал это и сделал: таким оно и было, а я и не знал, когда боялся надеть его.

Блаженный Августин. Исповедь

 

Сущность гордости — замкнуться для Бога, сущность смирения — дать Богу жить в себе.

Александр Ельчанинов. Отрывки из дневника

 

Смирение - это именно состояние человеческой души, человеческой жизни, которая безмолвно, безропотно готова принять все, что будет дано, и из всего принести плод.

Серафим Саровский говорил, что любой самоизбранный подвиг человек может взять на себя и выполнить, потому что самолюбие, гордыня даст ему на это энергию; а вот справиться с тем, что Бог пошлет, совсем другое дело: я же этого не выбирал! И надо просто склониться перед волей Божией, получить благословение и вступить в подвиг творения дела смирения.

Митрополит Антоний Сурожский. О смирении

 

Ты держишься верой: не гордись, но бойся.

Римлянам, гл. 11

 

Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак да дерзают падшие, уповая на Бога.

Иоанн Лествичникя. Лествица

 

7.3.         Мир Христов

Ибо когда взято будет основание, т.-е. когда истребится страсть гордости углублением в смирение Христово, тогда все здание беззаконного гнева, ярости и печали легко разорится само собою.

Добротолюбие. Наставления Марка подвижника

 

Признаки исчезновения гордости и водворения смирения суть - радостное подъятие поношений и уничижений, утоление ярости, и неверование своим добродетелям.

Иоанн Лествичник. Лествица

 

"Нищ я и беден", но я лучше, когда, опротивев себе и стеная, втайне ищу милосердия Твоего, пока не восполнится ущербность моя и не исполнюсь я мира, неведомого оку гордеца.

Блаженный Августин. Исповедь

 

Смирение - это примиренность до конца, это мир со всем. Это состояние отданности до конца, за пределом страха, за пределом самозащиты; это предельная уязвимость и беззащитность.

Митрополит Антоний Сурожский. О воплощении Христовом

 

Источник:  http://www.damian.ru/Cerkov_i_sovremennost/Batler/Batler_o_gordost.html