Размышления о многодетности

Размышления о многодетности

 

 Вроде бы все замечательно, наметилась хорошая тенденция, но есть один острый семейный вопрос, который сколько ни обсуждай, сколько денег ни выделяй, отношение к нему остается неоднозначным. Речь идет об отношении к многодетности.

 

В век высоких технологий человек сумел покорить и освоить почти все мыслимое и немыслимое, возможное и невозможное, видимое и невидимое — только вот с самим собой ему так и не удалось справиться. Подвиг изменения и преображения себя, победа над своим эгоизмом и себялюбием — это тяжелая работа для каждого из нас, требующая безграничного терпения и сил; но не меньших усилий и труда требует подвиг воспитания детей в многодетной семье. Иметь столько детей, сколько пошлет Бог, сегодня решаются немногие. Решение это весьма смелое, в связи с тем что принимается оно в период доминирования потребительских отношений, культа профессиональной карьеры и успеха и т.п. Да и современная психология в лице некоторых своих теоретиков слишком настойчиво говорит нам о минусах и недостатках, умалчивая о многочисленных плюсах, которые имеют место в многодетной семье.

 

Тому, почему и во имя чего сегодня многие люди решаются на этот подвиг, какие радости и в то же время трудности приходятся на долю многодетных родителей, мы посвящаем эти размышления.

 

 Брак в различных традициях

 

 Брак как таковой не есть исключительно христианское установление — он известен всем без исключения религиям и народам. Это вполне понятно, ведь брачное устроение жизни заложено уже в самом биологическом феномене пола.

 

Смысл брака для иудея состоял исключительно в продолжении рода. В Ветхом Завете многочадие, а затем и увеличение потомства «как песок морской» рассматриваются как основные знаки Божия благоволения к праведнику, и наоборот, отсутствие детей есть проклятие, особенно для женщины. Этот взгляд Ветхого Завета внутренне связан с неясным и первоначально прямо отсутствующим учением о загробной жизни. Также благочестивые семьи ожидали, что из их потомства, из народа Израилева, родится обетованный Мессия. В основном жизнь вне брака для Израиля считалась ненормальной и не благословенной — жизнью вдали от Бога.

 

Подобный взгляд на смысл брака был воспринят западной католической мыслью. Фома Аквинский утверждает: «Наиболее существенно в браке — потомство»… На фактически ветхозаветной точке зрения по отношению к браку стоял и Лютер. Для него брак был «техническим» средством для продолжения человеческого рода — фактически Лютер не видел в браке вообще никакого духовного значения.

 

Если для иудея брак и рождение детей — Божие благословение и радость, то для католика брак — «простительная вина». Католическое учение о семье унаследовало отношение «бывшего манихея» Августина к браку как к «низменному состоянию», которое может быть «оправдано» только одним благом — чадородием.

 

 Православный взгляд

 

Но не такое отношение к браку провозглашает православное богословие. Конечно, рождение детей остается существенным моментом и в христианском браке: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16:21); но продолжением рода содержание брака не исчерпывается.

 

Церковь определяет брак как соединение двух лиц в одной плоти, в одном существе. Соответственно, в православном богословии деторождение не может считаться главной целью брака.

 

Библия так описывает райский брак наших прародителей: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт 2:21—23). Ева — не «инородное тело» по отношению к Адаму, она сотворена из его «ребра», то есть у них одна человеческая природа.

 

Библия указывает только одну цель брака — восполнение: жена творится для того, чтобы быть «помощницей» мужа… Однако слово «помощник» не передает точно глубокого смысла древнееврейского термина. Более точный перевод был бы таким: «сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии.

 

Отсюда смысл и цель брака, которые состоят в достижении вечного и нераздельного единства, в возрастании доверия и любви между людьми по образу Лиц Святой Троицы.

 

 Слиясь в одну любовь,

 

Мы цели бесконечной единое звено,

 

И выше восходить в сиянье правды вечной

 

Нам врозь не суждено.

 

А. Толстой.

 

Имея такую полноту единства и жизни, два любящих человека не могут, замкнувшись на себя, не поделиться плодами этой любви с другими. И этими другими, по замыслу Божьему, естественным образом становятся дети. «Плодитесь и размножайтесь…» (Быт 1:28) — таково Божье благословение во все века роду человеческому.

 

 Сотворчество с Богом

 

 Брак, в котором дети нежелательны, основан на эгоистической, плотской, а следовательно, несовершенной форме любви. Дети — это радость, продолжение нас самих, это возможность соучаствовать Богу в творении. Слово «семья» включает в себя понятие множества личностей («семь Я»).

 

Одно из важных предназначений женщины — дарить жизнь (первая женщина так и называлась: Ева — «дающая жизнь»). Женщина биологически, эмоционально и даже социально настроена на материнство. Вынашивание, роды, кормление, воспитание детей требуют от женщины громадной энергии — и если эта энергия оказывается неизрасходованной, женщина начинает направлять ее в ложное русло, у нее возникает недовольство жизнью, она утрачивает природную женственность и нежность, ласку и терпимость, заботливость и обаяние и нередко впадает в депрессию.

 

Однако не каждой женщине Господь дает возможность иметь детей. Для кого-то это невозможно по физиологическим причинам, кто-то выбирает монашеский путь — путь добровольного безбрачия, послушания и нестяжания ради Христа и ради спасения души. Все эти доводы говорят нам о разных путях служения Богу, но каждый служит в меру вверенных ему Господом талантов. И задача верующего человека — преумножить эти духовные дарования.

 

 Мифы о многодетности

 

 Многодетность — это один из тех ответственных талантов, которые человек получает и преумножает на протяжении своего жизненного пути. Если уж богатеть, то самое благородное — это, конечно, богатеть в своих детей.

 

История народов Земли не знала такого взгляда на деторождение, который господствует сейчас в мире. Многодетность всегда считалась благословением Божиим, бездетность или малочадие воспринимались как наказание. Нынче все наоборот.

 

Большая часть жителей страны рассуждает о многодетных семьях с неодобрением, а иногда и полным презрением. Считается, что многодетные семьи, как правило, неблагополучные, с пьющими родителями и «беспризорными» детьми. Некоторые просто высказываются в отрицательном ключе, иногда весьма эмоционально: «абсурд», «безрассудство», «дурдом», «дурость».

 

Многодетность, в понимании таких «экспертов», — это бедность и даже нищета, нужда, это материальные и жилищные проблемы, это обуза, загруженность и хлопоты, отсутствие свободного времени, это неизбежно возникающие трудности в общении и конфликты. От некоторых психологов можно услышать о недостатках, которые имеет многодетная семья. В качестве аргументов приводят следующее:

 

— дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов;

 

— в основном дети из таких семей имеют более низкие показатели интеллекта. Чем старше ребенок, чем ниже уровень его интеллектуальных способностей;

 

— в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание, вследствие чего у детей как защитная реакция рождается агрессия, неуверенность в себе, тревожность, неадекватная реакция на жизненные ситуации;

 

— для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству. Все это, естественно, затрудняет процесс социализации детей;

 

— в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам.

 

Но ведь точно такие же минусы можно отнести и к оценке малодетных семей! Все зависит от личности родителей и от их отношения к воспитанию детей.

 

Скорее всего, недопонимание и неприязнь со стороны некоторых людей по отношению к многодетности есть попытка оправдаться перед собою и обществом в своем добровольном отказе от рождения детей, а иногда это даже проявление зависти к многодетным семьям, которые, несмотря ни на какие экономические, политические, психологические и бытовые перипетии, жертвуют собой, рожая и воспитывая детей.

 

Недопонимание и неприязнь некоторых людей по отношению к многодетности есть, скорее всего, попытка оправдаться перед собою и обществом в своем добровольном отказе от рождения детей. А иногда это даже проявление зависти к многодетным семьям, которые, несмотря ни на какие экономические, политические, психологические и бытовые перипетии, жертвуют собой, рожая и воспитывая детей.

 

 Интересные исследования

 

 Что касается правдоподобности мифа об ущербности многодетной семьи, то, по последним исследованиям трех тысяч семей, учеными из университетов Огайо, Оклахомы и Северной Каролины были получены результаты, которые подтвердили утверждение о том, что порядок рождения детей в семье не влияет на их умственные способности. Это значит: какой бы по счету ребенок ни был, он будет развиваться вне зависимости от своего порядка рождения в семье. Между прочим, Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, Константин Циолковский — пятым из восьми, Климент Тимирязев — пятым из семи детей в семье.

 

В семьях, где сильны православные традиции, вера, все эти возможные негативные последствия преодолеваются, потому как христианское воспитание основывается на самопожертвовании и любви.

 

 Польза от многодетности

 

 А какие же плюсы и какую радость приносят дети в многодетных семьях? Многодетная семья — это мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость и великодушие. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, они устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. А ответственность и самостоятельность — следствие бытовых проблем, с которыми сталкивается любая семья, где больше двух детей. Сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опекать младших, приходится как-то распределять домашние обязанности.

 

Наблюдая, как родители управляются с их младшими братьями и сестрами, старшие приобретут бесценный опыт семейной педагогики и не будут в дальнейшей испытывать страх и растерянность перед собственными детьми. Многодетная мама сумеет подготовить свою повзрослевшую дочку к предстоящей беременности, родам, кормлению грудью, ведь она сама обладает действительно богатым опытом! Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку: они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе. У детей из многодетных семей впоследствии образуются семьи с большим количеством детей.

 

Совершенно очевидно, что в многодетной семье ребенок с самого своего рождения попадает в такие жизненные обстоятельства, которые с максимальной достоверностью воспроизводит именно ту общественную среду, в которой ему предстоит жить в дальнейшем. Адаптация к социуму, к различным жизненным обстоятельствам происходит намного быстрее. Многодетная семья позволяет формирующейся личности пережить множество ситуаций, способствующих подготовке к будущей взрослой жизни. Это и четкое распределение обязанностей, и непререкаемый родительский авторитет, и жесткое требование всегда отвечать за последствия своих поступков.

 

А самое главное — это умение общаться с людьми и всегда находить общий язык в коллективе. Ребенок, с раннего детства получивший навыки коллективного общения, в дальнейшем становится полноправным членом любой команды, в которую ему приходится влиться. Это и профессиональный круг, и группа близких друзей, и семейные отношения.

 

В большой семье при правильном воспитании между всеми ее членами складываются удивительно теплые и ровные отношения, где нет места зависти, злу, ненависти. Необыкновенная атмосфера любви и заботы со стороны всех членов семьи сопровождает ребенка весь период его взросления.

 

Многодетные семьи, как правило, более дружные, сплоченные, нежели обычные, в них царит атмосфера доброты, взаимопомощи и уважения. Дети укрепляют семью и сильнее объединяют супругов, в таких семьях и разводы случаются намного реже.

 

За счет самой атмосферы такой семьи дети получают более полноценное, «настоящее» моральное и духовное воспитание. В частности, они вырастают трудолюбивыми и ответственными, неизбалованными, не эгоистами, более отзывчивыми и заботливыми.

 

 Все дело в цивилизации?

 

 Наиболее распространена многодетность среди верующих семей, в том числе христиан. Однако многодетная семья — это семья, которую мы получили из дохристианского прошлого.

 

Некоторые обозреватели характеризуют этот период как малоцивилизованный в связи с распространенностью многодетности. Опыт самых разных стран — и христианских, и нехристианских — показывает: как только уровень цивилизованности населения поднимается на достаточную высоту, рождаемость резко падает. В этом равны как европейские, так и азиатские страны.

 

Но ведь уровень цивилизации не измеряется только техническими достижениями и материальным достатком, и то, что в бедных странах рождаемость выше, чем в богатых, свидетельствует о влиянии на многодетность семьи внутренних принципов, а также национальных культурно-исторических традиций.

 

В России появляется 126 детей на 100 женщин. То есть к рождению детей у нас относятся так же, как в богатых, а не бедных странах. И это значит, что сам по себе экономический рост не приведет гарантированно к увеличению рождаемости.

 

Дело в том, что существует совершенно четкая зависимость между разрушением традиционного общества и спадом рождаемости. Это происходит, когда личный успех признается более важным, чем семейные ценности, когда семье не требуются дополнительные работники, как в крестьянском хозяйстве, когда опорой в старости становятся не дети, а пенсия и нажитое добро.

 

 «Чадородие» и «материнство»

 

 У поборников малодетности существует еще несколько аргументов в свою пользу. К примеру, апостол Павел в своем послании (1 Тим 2—15) говорил о чадородии; но чадородие, свидетельствуют сторонники небольших семей, тождественно понятию «материнство», а не «многодетность», и именно в этом контексте надо употреблять это слово, чтобы не было недоразумений.

 

Действительно, в Новом Завете мы не найдем ни единого слова «многодетность», «многочадие» и т.п., но отсутствие указания на количество детей в семье вовсе не говорит о том, что малодетность семьи — это норма. Просто таким образом Господь показывает нам, что у каждого человека — свой, не похожий на чужой, уникальный жизненный путь. Есть ли дети, нет ли детей — все от Бога, но у каждого есть возможность жертвовать собой и ради детей, и ради тех, кто нуждается в помощи.

 

Людям, которые по тем или иным причинам не имеют детей, можно посоветовать исходя из своих возможностей взять под опеку, патронат или усыновление ребенка, который нуждается в семейном общении. В конце концов, можно помочь по уходу с детьми своим родственникам, соседям, другим многодетным семьям. Помните, что в вашем внимании, моральной поддержке и готовности потратить свое свободное время нуждаются многие и многие семьи.

 

 Есть о чем задуматься

 

 Существует еще один распространенный аргумент, который выражает маловерие и неверие в промысел Божий по отношению к человеку: родители в многодетных семьях не обладают возможностью создать для своих детей на должном уровне такие культурные, материальные и социальные условия жизни, которые в дальнейшем позволили бы реализовать себя должным образом, — то есть не могут предоставить ребенку отдельную комнату, хорошую школу, развивающие кружки и секции, вуз, медицинское обслуживание, а желательно — и квартиру к свадьбе.

 

Но полагающиеся на волю Божию люди всегда говорили одно: «Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Несмотря на то, что в многодетной семье большие затраты, я не видел ни одной такой семьи, где в материальном плане случались бы безвыходные ситуации. А если учитывать те материальные затраты, которые предъявляет нам жизнь, то иным не хватит достаточных средств на содержание даже одного ребенка.

 

Счастье многодетной семьи заключается в том, что каждый Божий день для них — это жертва, это забота о детях и ради детей, это ограничение себя во времени, развлечении, финансах. Сложности есть везде. Если б не было одних сложностей, были бы другие. Нет семьи, у которой все гладко. Если есть какие-то затруднения материального плана, то надо благодарить Бога, что они есть: это, может, самое легкое из того, что Господь посылает.

 

И что бы ни говорили сторонники малодетности, какие бы аргументы они ни приводили, дети — это дарованное Богом счастье, это укор нашей совести и пример в христианских добродетелях: незлопамятности, нелицемерности и простоте; ибо «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Божие» (Мф 18:3). По-видимому, здесь каждому из нас есть о чем задуматься…

 

Источник: http://www.semya-rastet.ru/razd/mnogodetnost__ne_porok/