Сравним особенности традиционного и современного отцовства

Сравним особенности традиционного и современного отцовства

По мнению И.Э. Плотинекса, промежуток между отцом и детьми более длинный, а воспитательная роль отца в частых случаях имеет достаточно эпизодичный характер. В общем и целом, как подчеркивает И.С. Кон, отцы уделяют своим детям на много меньше времени, чем матери, причем незначительный временной отрезок уходит на общение и уход за детьми. Современный отец в этом плане не только может уступать прежнему поколению, но и даже заметно превосходит его, особенно это происходит чаще всего в нетрадиционной семье, основанной на равенстве полов, где сильный пол берет на себя больше ответственности и обязательств, которые когда-то имели исключительно женский статус. В традиционных патриархальных семьях отцы выступают как: кормильцы; персонификацией власти и высшими дисциплинаторми; примерами для подражания, а часто и непосредственными наставниками во вне семейных, общественно-трудовых делах.

Современная городская семья присутствием этих традиционных ценностей отцовства заметным образом ослабела под доминированием таких особенностей, как уравнение прав в семье мужчины и женщины, привлечение женщины в работу, тесная бытовая обстановка, где отцу не предусмотрен пьедестал, и пространственное разделение быта и труда. Сила влияния на детей отцов прежде всего заключалась в том, что отцы являлись самими воплощениями власти и инструментальной эффективностью. В патриархальных крестьянских семьях отцы не ухаживали за детьми, но дети (в особенности мальчики) старались проводить больше времени, участвую в работе вместе со своими отцами и под их чутким руководством.

В городах на сегодняшний день положение кардинально поменялось: как делают работу отцы, их дети не видят, а численность и значимость их семейных обязательств в значительной мере уменьшено, чем у матерей. Н.К. Радина подчеркивает, что традиционно сложившийся образ мужчины- это образ воплощающий силу и суровость, а ряд невостребованных чувств могут подавиться и атрофироваться. Однако стоит отметить, что как в современной культуре изменились образы матерей, также изменились и образы отцов. На протяжении последних лет эмоциональный контакт отца и ребенка стал восприниматься в виде социума как более приемлемого и даже одобряемого. В исследованиях отмечают, что большинстве семей, где присутствие отца являлось неформальным, где отец был задействован в воспитании, подрастают дети, которые демонстрируют в дальнейшем успешность в социуме.

Ослабление а в некоторых случаях даже полная утрата власти отцов в семье чаще всего может отразиться в стереотипных образах некомпетентности отцов. По сложившийся уже традиции мужчине дается оценка по женским критериям, по тем факторам связанным с деятельностью, которой отцы никогда ранее серьезно не занимались и в которой они в социальном и в психологическом плане имеют плохую подготовку. И.Э. Плотниекс также подчеркивает, что современные семье практически утеряли отцовский культ. Отцовская психология, а точнее ее противоречия показывают неординарность в социальных тенденциях. По словам известного американского историка Джона Гиллиса, вместе с интимизацией и психологизацией отношений в семье, существует всплеск некоторой маргинализации отцовской роли. Если некоторое время назад отцовская роль имела статус обязательного аспекта маскулинности, то теперь она имеет статус дела свободного выбора, превращающееся в признание, которым некоторая часть мужчин занимается, а другая - нет.

Также отмечается, что ответственности отцу нужно учится, как и другим очень важным особенностям в воспитании детей. Сутью нашего исследования являлось в первую очередь наблюдение за становлением и развитием социальных ролей отцов, которые считаются уникальными для отдельно взятых мужчин, но не для общественного представления. Так, после проведенных исследований Е.В. Андриенко подчеркивает, что для мужчин такая роль очень уникальна, так как он получает абсолютно новый социальный опыт исходя из субъективного уровня, уже представляя то, чем должен заниматься отец по отношению к своим детям. В результате, эта социальная роль представлена в два уровня - на уровне практической воплощенности и индивидуальной восприимчивости в собственном социальном жизненном опыте сильного пола и на уровне общественного представления. Отцы, ссылаясь на Э. Фромма, выполняют функцию связанную с социальным контролем и являются главным ресурсом требований, санкций и норм поведения. Концепция А. Адлера имеет в себе ряд интересных дополнений, которые могут позволить четче иметь представление о материнской и отцовской роли связанных с развитием личностей детей.

Отцовская функция по мнению Адлера, связанная с воспитанием ребенка заключается в поощрении активной деятельности ребенка, которая направленна на развитие социальной составляющей, нужной ему для того, чтобы преодолеть комплекс неполноценности. Отец устанавливает ряд задач, предоставляет комплекс способов решения, старается оказать необходимую помощь и стимулировать автономную составляющую ребенка и его путь к достижению целей. В.М. Целуйко определил отцовскую функцию воспитания, как явление с мировоззренческим характером, нежели с чувственным. Она подчеркивает не столько физическую, а сколько духовную и социальную зрелость. По мнению Аристотеля, отцами мужчины могут стать только к тридцати семи годам. А Клод Адриан Гельвецкий считал, что отцовство с ярким выражением может встречаться очень и очень в редких случаях.

Мужчина часто решает жениться именно потому, что имеет страстное желание взять на себя все права обладания любимой женщиной, а не с той целью, чтобы женщина родила ему детей. Это является следствием их отношений, и не всегда оно считается желаемым. Очень часто мужчины не желают делиться вниманием и любовью жены ни с кем, даже с собственными детьми. Поэтому в частых случаях у мужчины слабеет влечение к женщине и, соответственно может ослабеть интерес к дому, к своему ребенку, а женщина в это время все равно будет продолжать ''нести свой крест''. В большинстве исследований отмечают, что для того, чтобы сформировать здоровую, гармоничную и зрелую личность, необходимо присутствие отцовской и материнской любви. По мнению О.А. Карабановой, отцовская любовь является очень требовательной, условной, это любовь, которая должна быть заслужена ребенком. В ней отсутствуют врожденные предпосылки изначально, а могут сформироваться только на первых годах жизни ребенка.

Отцовская любовь отличается от материнской тем, что изначально она не предоставлена ребенку в полной мере в виде дара. На пути к получению отцовской любви, ребенок должен иметь полное соответствие системе с определенными социальными требованиями. Любовь отца принимается в виде социального одобрения поведения ребенка, соотношение всем его ожиданиям. В ребенке отец чаще всего может разглядеть возможность самоактуализации, и по этой причине на ребенка возложен ряд определенных отцовских ожиданий по отношению к его достижениям и результатам. Для отцов очень важным фактором является не просто дать любовь своим детям, а искренне стараться выразить эту любовь по отношению к ним. По мнению Р. Кэмпбелла, это является основной задачей для всех отцов. Давая искреннюю любовь своим детям, отцам не стоит забывать, что они обязаны всегда глядеть на свою детей с любовью, и здесь особая роль заключается в полноценном контакте глаз. В.Н. Соколова и Г.Я. Юзевович стараются обратить наше внимание на ту очень важную особенность, что при частом общении отца с ребенком, отчетливо можно наблюдать, что ребенок сильно привязывается к на много больше, чем к матери, которая делает лишь свои обязанности. Благодаря анализу исследований вышеперечисленных ученых мы смогли разобрать каждую функцию и задачу отцовства, влияние пола ребенка на отцовское воспитание, влияние любви отцов на социальное развитие детей, и влияние чувства переживания затрагивающие совместные роды и каждую модель воспитания предшествующих поколений касающиеся роли отцовства. Формирование отцовской любви и отцовства является достаточно сложной задачей. Множество различных социальных исследований повествуют нам о кризисе затрагивающем становление отцовства, а в особенности при рождении первого ребенка.

Принятие отцом на себя всех отцовских функций является длительным кризисом на прямую затрагивающим переосмысление себя и своих обязательств в жизни, как в самой семье, так и в не семьи. Большинство исследователей отмечают, что для того, чтобы в мужчинах проснулись отцовские чувства, следует на много раньше заниматься привлечением отца к его уходу за ребенком. Момент принятия отцом на себя всех отцовских функций является таким же кризисом, как и в подростковых годах. Молодые отцы часто выпускают наружу эмоции связанные с страхом, депрессией и тревогой. В особенности очень часто это может возникать во время рождения трудных детей, которые являются очень беспокойными, мало спят, часто кричат и им достаточно трудно привить ритмичный сон и кормление. Изменений, происходящих в характере, настроении и личных качеств мужчины из-за рождения ребенка происходит на много больше, чем такие же изменения и молодой мамы. Такое мнение является противоречащим, так как появившийся ребенок для мужчины является менее важным событием, чем для слабого пола.

По мнению исследователей Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина и Т.Ф. Велента, главными особенностями, которые позволяют быстро и легко осваивать родительскую роль, являются: продолжительный период ухаживания - не меньше одного года и не больше трех лет; диадический период затрагивающий развития отношений между отцом и матерью, на протяжении которого партнеры подготавливаются к рождению детей и возложению на себя социальных ролей. После свадьбы рождение ребенка либо на первом году супружества может затруднять процесс связанный с принятием факта отцовства и материнства. Р.В. Овчарова, ссылаясь на проведенный ею анализ научной литературы, заявляет, что вопрос затрагивающий систему факторов, которые детерминируют процесс формирования отцовской и материнской роли ищи не решен.

Источник: http://www.psyco.ru/novoe-otcovstvo-2.html