Об авторитете отца

Об авторитете отца

Сегодня можно услышать мнение, что истоки феминизма в России, в самом радикальном его проявлении, лежат в советском прошлом – Семейный кодекс наделял женщину одними правами, а мужчину одними обязанностями.

С этим мнением можно поспорить, и особенно с таким аргументом – при разводе в подавляющем большинстве случаев дети оставались с матерями. Аргумент основывается на том, что воспитание детей – это право родителя, хотя в большей степени это всё же обязанность.

Вообще-то, очень незначительная часть отцов выражала и выражает желание взять на себя полную ответственность за воспитание своего ребёнка при разводе. И поскольку такое желание удовлетворяется судом очень нечасто, действительно получается, что единицы отцов получают право, а скорее, принимают на себя тяжелейшую обязанность воспитывать и заботиться о ребёнке в случае распада семьи.

Между тем, вся советская система, действительно наделив женщину гораздо большими правами по сравнению с прошлым, была заинтересована в том, чтобы оба родителя вносили свой вклад в воспитание детей, причём в полных семьях. Возможно, экономическое освобождение женщины и тот факт, что она зачастую сама брала на себя основные заботы по организации быта, сыграли свою роль в том, что отцы стали всё более отходить от внутрисемейных дел, включая активное участие в воспитании детей.

Поскольку брак при социализме рассматривается уже главным образом как морально-правовой союз мужчины и женщины, а не как экономический институт, изменить ситуацию пытались формированием общественного мнения, пропагандой определённых семейных ценностей. Наверное, эффект был не столь ощутим, как хотелось бы, однако неоспоримым остаётся то, что социализм, ослабляя экономические связи между членами семьи, вовсе не пытается семью разрушить и уж тем более отстранить отца от воспитания детей – наоборот, в укреплении отцовского авторитета советская культура видела основу крепкой семьи.

Вот одна из статей из советского журнала, которая обращает внимание отцов на ту роль, которую они могут и должны играть в семейном воспитании своих детей. Какой закон Семейного кодекса способен лучше самого отца укрепить отцовский авторитет в глазах ребёнка и тем самым воздействовать на формирование его характера так, как того желает родитель?

Сегодня условия, конечно, изменились, и семье, пожалуй, больше угрожает не феминизм, а ювенальная юстиция. Защищать семью и детей приходится обоим родителям, и в этом деле роль отца может оказаться важнейшей.

Папа в «белых перчатках»

Статья кандидата философских наук М. Арутюняна

Почему многие отцы семейств берут на вооружение старое разделение дел на «женские» и «мужские»? Видимо, не все знают некоторые важные особенности прежней «патриархальной» семьи. Кстати, слово «патер» означает «отец». Так вот, в той семье отцы занимались детьми с малолетства. Да, они не пели колыбельных, не стирали рубашонок. Но сын крестьянина с самого раннего возраста не только видел труд отца, но и очень рано включался в него, помогал в поле, на лугу, в лесу, где «раздавался топор дровосека».

В семье мастерового подросток приобщался к ремеслу отца. Дети носили обед косарям на луг, рабочим на фабрику. Вдумаемся, насколько важно, что труд отца был на виду, его ощущали «наследники» на себе. Как много умеет, может мой отец! Вот основа отцовского главенства, его авторитет.

В современных семьях эта «форма» незаметно преобразовалась в другую, часто произносимую с иронией: «Кто умеет — делает, не умеет — руково­дит». Посмотрим, кто же сегодня в семье «делатель». Кто пришел в школу на родительское собрание? Трое отцов и тридцать мам. А гуляет с детишками в выходной? Один папа на десять мам. В очереди за продуктами? Стоят два мужа на каждые десять жен. Сколько выдано бюллетеней по уходу за ребенком? Примерно одному папе на сто мам. Правда, первым врачи выдают больничные листы крайне неохотно: тоже, видно, считая, что «не мужское это дело». Прибавим еще и тот немало­важный факт, что женщины составляют у нас в стране 51 процент работающих на производстве и в учреждениях… Такова статистика.

И получается, что руки мужчины- работника остаются в детском воспи­тании как бы «за кадром». При опросе многие подростки не смогли точно назвать, где и кем работают их отцы. Дома же ребенок видит папу, образно говоря, в «белых перчатках»…

Многие мамы жалуются: чем старше становится сын, тем труднее привлечь его к домашним делам. Перед глазами пример мужчины в «белых перчат­ках». Вот и еще один «образцовый муж» кому-то достанется. При нем и сама мама, издерганная, уставшая, далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким могла бы быть для детей и мужа.

Но, может быть, в таких семьях выше авторитет отца? Ведь он не позволяет себе «опускаться до мелочей»? На этот вопрос в целом ряде исследований получен четкий ответ. Дети в таких семьях по сравнению с другими, где отношения построены на равенстве, реже хотят походить на своих отцов.

Мужское воспитание заключается не в нотациях и указаниях, не в том, чтобы хвататься за ремень — последнее средство восстановления утраченного авторитета. Муж, отец должен с первых дней находиться с детьми. Не рядом, а вместе! Чтобы налаживался контакт с ними, который не будет утрачен только в том случае, если он существовал прежде и был прочен. Известно, если человека уважают на работе, то и потому, что он стремится завоевать авторитет. Если не уважают в семье, то не потому ли, что ее глава не пытался его заслужить, мол, мне «по штату положено»?

…Но папам некогда. «У меня ответственная работа»,— восклицает один. «Я за станком вымотался»,— бурчит другой. Забывая, что нет более от­ветственной работы, чем вырастить настоящего человека. На самом ответ­ственном посту нас все же можно заменить. А отца детям не заменит никто.