Служение отца

Служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться. Отец являет собой для ребенка образ Бога, Небесного Отца, образ мировоззрения и религии, которую сам исповедует.
Сегодня в психологических науках принято оперировать понятиями архетипов человеческого сознания, проявляющих себя на всех уровнях человеческой психики. В связи с этим необходимо заметить, что архетип отца относится именно к таким основным архетипам человеческого сознания. А поскольку наша цивилизация создана христианством, то наши отношения с отцами базируются на том понимании отцовства, которое заложило в нас христианство.

Множество исследователей вслед за Фрейдом обратились к проблемам отцовства, опираясь на греческую мифологию, принятую за архетипы человеческого поведения. При этом все они умудряются и до сих пор воспринимать христианство именно как наследие античности, отказав ему в самостоятельности и автономности от него. Принимая христианство за очередной миф, психологи используют в анализе взаимоотношений Бога Отца и Бога Сына те же древнегреческие мифы о Кроносе и Зевсе, об Эдипе и Агамемноне. Это привело их к фатальной ошибке и полному искажению образа отца как в самом христианстве, так и в созданной им (христианством) цивилизации, наследниками которой, а не древнегреческой, они сами же и являются. Таким образом, в официальной психологии мы получаем аналитическую матрицу, грубо наложенную на совершенно иную модель общества.

Патриархальность античности и патриархальность христианства диаметрально противоположны по сути, как противоположны сами эти религии. Суть одной — тираническая власть сильнейшего, суть другой — любовь и ответственность Творца за свое творение. Рок и свобода, закон и дар противопоставлены в этих религиях — основательницах цивилизаций.

Совершив подмену, психология обрекла общество на вечный бунт сына против отца, то есть на торжество инфантилизма и безответственности над опытом и любовью. Миллионы бородатых мальчиков с морщинами и сединой бродят по пустыне современной культуры в поисках новых игрушек и развлечений. «Мы не хотим взрослеть, потому что быть отцом значит быть тираном, а быть мужчиной значит хотеть свою мать», — говорят они, воспитанные на ужасной ошибке, совершенной Фрейдом и так радостно подхваченной обществом.

Наша задача — попытаться хоть в чем-то противопоставить безумной концепции, ведущей к деградации общества, истину, отвергнутую вместе с христианством. Ведь именно христианство устами Иисуса Христа провозгласило: Бог — это любовь, Бог — наш Отец, а мы его дети, Бог ждет нашего возвращения, как блудных сынов, храня наше наследие для нас.

Отцовство Бога — это глубочайшая мистическая тайна, заключающая в себе все другие тайны — от сотворения вселенной до появления человека. Одним из самых главных откровений, данных Христом людям, было откровение о Боге не только как о Творце, но и как об Отце всего сущего. Мы оказались не рабами или слугами, не «глиной в руках горшечника», но потерянными детьми, обретшими наконец своего Отца. Удивительно, но всякое отечество во вселенной в конечном итоге восходит к Отцовству Бога; ведь отцовство появилось впервые не на земле, а началось на небесах, в Боге и во взаимоотношениях Бога Отца и Бога Сына.

Вечный Бог является Отцом нашего Господа Иисуса Христа, и таким Он изображен во многих местах Священного Писания. Святой апостол и евангелист Иоанн в своем Евангелии говорит: В начале было Слово... Оно было у Бога, то есть Божественное Слово, вечный Сын Божий был с Отцом. Писание говорит, что Сын был в недре Отчем. Это указывает на личные взаимоотношения между Богом и Сыном, существовавшие прежде начала творения, и именно этот факт является отличительной чертой христианского откровения. Он делает христианство непохожим на любую другую религию, которая когда-либо существовала в человеческом обществе. Этот факт открывает нам нечто уникальное и особенное в природе Бога, что-то близкое и родное нам, что-то, являющееся основой нашей души: мы знаем, что в Боге предвечно было отцовство, были взаимоотношения Отца и Сына, являющие нам икону или, если угодно, архетип взаимоотношений в человеческой семье между родителем и ребенком.

Иисус Христос во время Тайной Вечери молился о своих учениках: Отче Святый соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал (Ин 17, 11).„ И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин 17, 26).

Что это за имя, которое Иисус пришел открыть Своим ученикам? Речь идет не об имени «Ягве»— «Сущий»1, которое евреи знали уже в течение пятнадцати столетий. Имя Бога, которое Он пришел нам открыть, было «Отец». Это конечное имя Бога. Оно раскрывает природу Божию в Его вечном характере более совершенно, чем любое другое слово, существующее в человеческом языке.

Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий (Рим 8,15). Иегова или Ягве (евр.) - означает личность самобытную, абсолютно и независимо от чего-либо существующую (Сущий), Сама грамматическая конструкция имени, состоящего из местоимения, глагола и отглагольного существительного дает указания на то, что единственная самодовлеющая причина бытия этой личности заключается в ней самой.

Для нас, в нашем разговоре о любви между родителями и детьми, в архетипических отношениях между Богом и Сыном крайне важны следующие, вытекающие из них аспекты взаимоотношений отца и ребенка: происхождение (гендер), достоинство (самоидентификация) и ощущение себя нужным и защищенным (внутренний мир или покой).

Вопрос происхождения и рода сегодня является крайне болезненным для большинства из нас. Не зная своих корней, своего рода, своего отечества, человек не может самоидентифицироваться, то есть понять, кто же он и для чего он пришел в этот мир. Не случайно в старые времена самым большим позором было оказаться «без роду без племени», а незаконнорожденный ребенок отвергался обществом именно потому, что он не знал своего отца, то есть в глазах людей не имел прошлого, что лишало его и прав на будущее, Сегодня же в роли подобных «бастардов» оказалась чуть ли не половина детей, живущих в детдомах и неполных семьях. Последствиями подобного сиротства являются различные внутренние комплексы, неуверенность в себе, чувство ущербности, заниженная самооценка, компенсирующая себя через агрессию или депрессию, трудности в создании собственной семьи, равнодушное или презрительное отношение к своей родине, невозможность почувствовать себя счастливым, боязнь будущего.

Людям необходимо знать, откуда они произошли. Мы считаем, что человек не сможет по-настоящему ответить на этот вопрос до тех пор, пока не узнает, кто является его отцом. Об этом говорит Священное Писание, с этим соглашается и современная психология.

Достоинство человека в том, что, зная, что он сотворен по образу и подобию Божию и поставлен царем над всем тварным миром, человек осознает свое истинное место в мире и свое предназначение. Понимая это, он отличает себя от скота и стремится преобразить в себе те низменные чувства, которые появились в нем после грехопадения. Достоинство и самоуважение мужчины можно сравнить с рыцарским кодексом чести — своеобразным «идеальным поведением мужчины», который возвысил образ рыцаря и оставил после себя множество подражаний во взрослой жизни и детской игре.

Без ощущения собственной нужности (значимости) и защищенности, без внутреннего умиротворения человек обречен или на агрессивное поведение по отношению к окружающему миру, или на капитуляцию перед любыми трудностями. Большинство преступлений связанно именно с этим чувством незащищенности и ненужности, которое выливается в стремление любой ценой завладеть материальными ценностями или властью, способной внешне компенсировать внутренний ужас перед миром. «Мое отмщение, Я воздам», — сказал Бог, обещая нам Свою защиту и освобождая нас от груза обиды и мстительности.

Когда человеческие взаимоотношения между родителями и детьми настолько извращены, что это приводит к утрате понимания того, кто такой отец и что он должен делать в семье, помочь нам может только христианское понимание этой проблемы. Христианство говорит нам, какими должны быть отношения между отцом и ребенком, являя их через отношения Небесного Отца и вочеловечившегося Сына.

Христос, без фотографий и рассказов, дал всем нам возможность увидеть Отца, увидеть Бога невидимого. Он передал этот образ без искажений. Наверное, для многих из нас будет открытием, но подобная задача лежит и на современных отцах. Ведь еще за много тысяч лет до современной психологии было известно, что именно образ отца формирует у ребенка основные представления об отношении к миру и окружающей его действительности.

Представьте себе, что вам сказали: «Бог — это не только Господин и Царь, но и Отец». Какая мысль придет в голову именно вам, когда вы услышите эти слова? Наверное, вы сразу начнете вспоминать своего родного отца и ваше отношение к нему. И вот здесь-то как раз могут возникнуть проблемы. У некоторых отца не было вообще. Может быть, они никогда не видели его в глаза. Может быть, в какой-то период отец бросил семью, и такому человеку бывает трудно воспринять и представить, что же это значит — Бог, являющийся Отцом. И надо, может быть, длительное внутреннее врачевание сердца для того, чтобы человек мог познать любовь Небесного Отца независимо от того, что он не пережил земную отцовскую любовь.

В израильском народе, поскольку письменность была большой редкостью, Закон Божий, Слово Божие передавалось из поколения в поколение. Отцам было необходимо не просто рассказать детям о Боге, а своим жизненным примером дать им возможность представить себе Бога.

Апостол Павел открыл нам Божественную волю о семье, архетипы семейных отношений, указание на то, как должна строиться семья и какое место занимает в ней каждый ее член.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человекотца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. «Почи тай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 5, 22-33; 6,1-4).

Раскрывая замысел Бога о семье — малой Церкви, Апостол призывает мужа служить своей семье так же, как Христос служит Церкви. Можно сказать, что каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда —. патриархат.

Дерзнем сказать, что хороший отец своей жизнью, полной самоумаления, своим служением семье уподобляется Богу, и в этом состоит призвание каждого мужчины, вступающего в брак. Размышляя о служении отца в семье, мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку.

Путь отцовства — это не менее героический путь к Богу, чем монашество, а подвиги, совершаемые отцом ежедневно ради своих детей, может быть, не так потрясают воображение, как поступки какого-нибудь киногероя, зато именно они творят мир, так как направлены они на сотворение и воспитание нового человека.

Тому, что сейчас в мире наблюдается кризис мужественности, есть простое объяснение. Испугавшись создания семьи и отцовства, мужчина не может стать собой, так как в самое определение мужчины заложены его главные функции — мужа и отца. Успешность в бизнесе, карьера, развлечения — все это не приносит человеку настоящего удовлетворения собой, порождая депрессии и извращения. Мужчина, потерпевший фиаско в роли отца, никогда не сможет заместить этот провал успехами в другой деятельности. Для себя, бессознательно, он навсегда останется «ненастоящим» мужчиной. Исключением является только монашество, так как оно предоставляет иной путь к уподоблению Богу — путь духовного совершенства.

Опираясь на образы отцовства и сыновства, данные нам Священным Писанием, мы можем сформулировать, в чем же состоит миссия мужа и отца, его служение, его роль и место в современной семье.

1. Отец как священник и предстоятель

Как творец, отец имеет свойство рождать детей и по плоти и духовно. Как священник, отец представляет свою семью— малую Церковь2 — Богу в ходатайстве и молитве за нее. Как священник, отец ответствен за духовное и душевное состояние доверенных ему Богом людей — жены и детей. Как священник, отец заботится о духовном возрастании членов своей семьи и отвечает за них перед Богом. Каждый муж и отец, хочет он того или нет, даст ответ о том, как прожили свою жизнь его жена и дети. Отец имеет право, данное ему Богом, молиться за свою семью, и Бог слышит его молитвы, если он благочестив. Эту отцовскую миссию трудно понять и принять неверующему человеку. Но аналоги ей мы найдем в любом обществе и в любой цивилизации. Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают.
«Отец — это воплощенная жертвенность и любовь. Отец в духе — это всегда священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную ответственность за род. Отец — это тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец всей своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу.

Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти отцом для Евы».

Отец являет собой Бога своей семье, хочет он этого или нет, верующий он или агностик. Современные психологи и социологи согласны в том, что у ребенка формируется представление о Боге от его отца. Именно поэтому от того, какого отца имел человек, во многом зависит его представление о Боге и его реакция на веру.

2. Отец как царь и правитель

Как известно, главная обязанность царя — управлять и защищать. К тому же, как мы знаем, призван и мужчина в семье. Отличие царя от, например, президента в том, что царь является помазанником Божьим, то есть в Таинстве миропомазания ему преподаются Божественная благодать и благословение на управление людьми и государством. Мужчине такая благодать сообщается в Таинстве венчания, когда на головы мужа и жены надеваются брачные венцы — символ новой жизни, подвига и мученичества, символ царского достоинства человека.

От мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства — семьи. И то, как он ею будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его и его близких. «Государство — это я», — сказал Людовик XIV, став абсолютным монархом. Эта фраза означала, что отныне его судьба и судьба государства неразрывно связаны. Государь не может развестись со своим государством, никогда в истории человечества государь добровольно не оставил трона, а казнь царя символизировала гибель царства, смену эпохи, «конец времени», Святой государь Николай II, которого вынудили к отречению его ближайшие соратники, дал столь требуемую свободу своему народу, убоясь кровопролития и гибели страны. Чем это обернулось? Разведенная нация чуть было не уничтожила самое себя. Вспомним другой хрестоматийный пример. Так нелюбимый свободомыслящей интеллигенцией муж Анны Карениной в одноименном романе Льва Толстого, символизирующий тиранию государства и Церкви над личностью, не дает Анне развода. Как вы думаете, почему? Неужели только из непонятной жалости к себе и мелкой мстительности? А может быть, от того, что до последнего он хочет сохранить для нее возможность отступления, возвращения, покаяния? Хочет спасти ее от пропасти разврата? Ведь не отсутствие развода погубило Анну, а муки совести и страсть, у которой не было будущего. В подобной ситуации другая героиня, Татьяна Ларина, сумела дать достойный ответ Онегину.

Итак, апостол призывает: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Христос — глава Церкви, как муж — глава семьи, малой Церкви. И муж должен отдавать себе отчет, куда, в какую гавань ведет он корабль своей семьи, какой судьбы он добивается для него своей жизнью, своими убеждениями, своими поступками. Отец и муж обязан указывать своей семье, что она имеет право делать, а что ~- нет. И в этой ситуации совершенно не имеет значения, сколько он зарабатывает, какая у него должность и умеет ли он управлять самолетом.

В качестве примера отца, который принял на себя и осуществил свою ответственность управителя домом, или царя в своем доме, мы можем указать на Авраама. Есть очень важное место в книге Бытия, где Господь говорит об Аврааме и где Он открывает, почему Он избрал Авраама быть главой израильского народа, который в конечном итоге принес искупление всему человечеству,

Почему Бог избрал Авраама? Он искал нужного человека среди множества людей и из всех избрал одного. Бог так говорит о своем выборе: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Быт. 18, 7-19).

Мы укажем на некоторые принципиально важные для понимания отцовства моменты. Прежде всего это само имя Авраам. Вначале его имя было Аврам, что значит «высокий или возвышенный отец». При заключении с ним завета, когда Бог обещал патриарху несчетное количество потомков, Он изменил его имя на Авраам, что значит «отец множества». Но как в первом, так и во втором случае его имя характеризуется тем, что содержит в себе слово «отец», То есть Бог избрал Авраама именно как отца.

Во-вторых, мы видим, что это реализованное одним человеком отцовство созидает великий народ. Бог дал Аврааму обетование о том, что тот станет отцом народов потому, что прозрел в нем возможность стать лучшим отцом для одного. Причиной послужило то, что Авраам заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд. Бог мог довериться Аврааму в том, что он исполнит свои обязанности управителя своей семьи, как потом Он доверил Марии и Иосифу Своего Сына.

Авраам был человеком долга и чести, и он исполнил свое предназначение. Есть некоторые ситуации, в которых человек имеет право нечто приказать своей семье. Он обязан, часто вопреки мнению окружающих, совершить то, о чем подсказывает ему совесть, несмотря на то, что его решение может показаться «непопулярным» . Отец вправе защитить свою семью от растления и агрессии, которые сегодня считаются за норму. Отец имеет право определить некоторые основополагающие правила для своей семьи. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы; в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин. Может быть, и поэтому мужчины испытывают кризис маскулинизма? Отец имеет не только привилегию, но обязанность указывать своей семье, что она имеет право делать и чего нет. Конечно, жена имеет при этом право на свое мнение, и мы вовсе не призываем к тому, чтобы женщина потеряла право участвовать в судьбе своих детей- Есть одна древняя мудрость, которая очень точно передает отношение мужа к своей жене: «Если твоя жена маленького роста — наклонись, чтобы слышать ее шепот».

Итогом на самом деле небогатой внешними подвигами и приключениями жизни Авраама стало то, что именно он во всем Писании является образцом для всех последующих верующих. Фактически Новый Завет говорит нам о том, что мы являемся детьми Авраама по вере и что мы должны идти по следам веры нашего отца Авраама. Идти по следам веры Авраама означает, что мужчины в своем доме и в своей семье должны вести себя подобно тому, как вел себя Авраам.
Естественным антагонистом Аврааму в Писании выступает его племянник Лот, который вначале «ходил с Авраамом», то есть вел образ жизни подобный Авраамову. Но пришло время им разделиться, так как количество домашнего скота не позволяло им больше жить поблизости. Тогда Авраам предложил Лоту избрать любое направление, какое тот пожелает, чтобы пойти в противоположное. И Лот решил пойти в сторону Содома, так как там были более богатые пастбища. Далее, читая Писание, мы находим Лота уже в Содоме, городе, известном своими страшными низменными преступлениями и грехами, который подвергается Божьему суду. Сам Лот с трудом спасается оттуда только с двумя дочерьми, жена его превращается в соляной столб, дом разрушен, близкие погибли вместе со всем городом, который не захотели покинуть.

Так что, отцы, перед вами всегда лежит выбор — какое направление жизни избрать для себя и своей семьи. Привести всех в Содом достаточно легко, но можно оказаться не в состоянии оттуда выбраться. На плечи Лота легло страшное бремя ответственности за своих близких: он ввел их в город греха и неотвратимого суда, но не смог их оттуда вывести.

3. Отец как воспитатель

В первую очередь мы должны заметить, что Новый Завет, как и Ветхий, возлагает ответственность за духовное воспитание и наставление на плечи отцов. Слово «воспитатель» В. И. Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о вещественных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем, когда на долю матери выпадает пестование (от «пестовать» — нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить). Отец — тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности — от рогатки и велосипеда до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.

Отец сам должен осознать и сформулировать цель воспитания своего ребенка, ответив на вопросы:
• кого я воспитываю?
• какие душевные свойства я хочу привить своему ребенку?
• как я могу помочь ребенку максимально раскрыть и развить свои таланты (а не мои амбиции)?

Ответы на эти вопросы и послужат той путеводной нитью, держась за которую, отец будет выбираться из лабиринта многочисленных испытаний, посылаемых жизнью.

Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3, 20-21).
В этом отрывке из послания апостола Павла говорится, что отец должен охранять своих детей от двух противоположных опасностей.

Первая — это бунтарство в детях. Отец должен оградить своих детей от этого поддержанием крепкой дисциплины, не потакая детским прихотям и капризам, не отмахиваясь от их проблем и не допуская безответственности. Отец требует от детей послушания и воспитывает их в страхе Божием. Страх Божий является началом всякой премудрости в человеке, стержнем его личности и основой благоденствия, краеугольным камнем нравственного воспитания. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (Пс. 110, 9); страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15, 27). Страх Божий воспитывается в ребенке, если отец сам «ходит перед Богом», то есть соизмеряет свою совесть с заповедями Господними*

«Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы ее почистить, требуется нож. А если она еще и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже. Если с младых ногтей дети получат помощь и наполнятся Христом, то они останутся близ Него навсегда. Даже если, подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были напоены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть»4. В подтверждение этих слов приведем рассказ пожилой женщины, которая вырастила двух детей и теперь воспитывает внуков:

«Мое детство пришлось на предвоенные годы и войну. Сами знаете, какое это было время. Отца расстреляли как врага народа. Матери пришлось взвалить на свои плечи все хозяйство. Она была из дворян, а если и была верующей, никогда мне этого особо не демонстрировала, не рассказывала о своем детстве, о религии, хотя старенькое Евангелие и икону она пронесла через три войны.

Нас у нее было трое. Она никогда не читала нам моралей, вообще не склонна была «долго и нудно воспитывать». Только когда уж сделаем совсем что-то нехорошее или расшалимся, она спокойно и строго, словно видя что-то или кого-то, говорила: «Не гневи Бога», или: «Бог, доченька, все видит, но человек наказывает себя сам». Я на всю жизнь запомнила это, и, хотя выросла и стала коммунисткой, своим детям говорила то же. Я никогда не могла сознательно совершить бессовестный поступок, так как мне казалось, что я оскорбляю этим Бога, унижаю себя и причиняю какой-то страшный вред своим детям. С детства, несмотря ни на что, я очень любила быть в храме. Сначала это был католический костел (мы жили неподалеку, а он единственный не закрылся), теперь — наша местная церковь. Прожив жизнь, я поняла, что мне всегда не хватало Бога, хотя как-то неосознанно я всегда молилась Ему и всегда помнила, что он есть».

Страх Божий — это любовь к Богу и память о Нем. Это принятие себя и осознание своего места и предназначения в мире, осознание своей зависимости от Бога и желание следовать Его воле. Человек, имеющий эту добродетель, имеет и терпение, и надежду, и мужество противостоять невзгодам и горестям. Если человек не имеет страха Божия, в его душе поселяются наглость, безрассудство, самонадеянность, являющаяся оборотной стороной страха перед будущим, заискивание перед силой и богатством, человекоугодие и рабство у своих страстей. Отсутствие страха Божия у взрослых эхом откликается в детских сердцах теми же пороками, первыми из которых станут дерзость, неуважение и наглость, которые и питают бунтарство как страсть к ниспровержению любых авторитетов и нравственных норм.

Вторая опасность, о которой говорит апостол Павел,— это уныние, упадок духа. Отец, проецируя на ребенка свое мировосприятие, способен внушить ему страх перед жизнью, неуверенность в своих силах, породить уныние чересчур авторитарным воспитание или, наоборот, своей слабостью перед жизнью. Чрезмерные требования, желание реализовать посредством ребенка свои мечты, разочарование в том, что ребенок «не такой, как хотелось бы» рикошетом ударят по беззащитной детской душе.

Итак, отец — это тот, кто воспитывает. Но воспитывает не столько бесконечными замечаниями, бытовыми придирками или, наоборот, вседозволенностью некоего «бога из машины», сколько тем, что выделяет ребенку место рядом с собой, в своей жизни, как еще слабому, но уже человеку, — так же как Бог, умалив Себя, выделил место в бытии для человека.

Отец должен понять и принять отношение ребенка к миру, состоящее в том, что мир, созданный Богом, настолько интересен, что лучшее занятие в этом мире — изучать и познавать его, а, приняв это отношение, помочь и направить познание в правильное русло.

Служение отца таково, что он должен быть готов встретиться с самыми неожиданными обстоятельствами. У отца должны быть кротость, истинное смирение по отношению к действительности, которую творит Господь, которую Он преподносит нам как дар. Ребенок для каждого из нас такая же действительность, так как ребенка мы не выбираем, он всегда приходит к нам неожиданно, даже если нам кажется, что мы к этому внутренне готовы. Мы можем выбрать себе жену, мужа, но не в состоянии выбрать ребенка — это в некотором роде кот в мешке. Мы должны хоть изредка вспоминать и о том, что наш ребенок тоже не мог выбрать себе родителей, он просто любит нас с самого рождения такими, какие мы есть. Каждый малыш любит своего папу, и нужно приложить очень много усилий, чтобы эту любовь убить. Именно поэтому нам так необходимо осознать, что мы даны друг другу Богом как дар. Можно сказать, что эта готовность принять нового человека, своего ребенка, и одновременно все неожиданные ситуации, возникающие через него, является почвой для формирования метафизического миропонимания человека, метафизического опыта отца.

Просто невозможно, чтобы идеолог, «лучше всех» априорно знающий, как должен выглядеть мир, был хорошим отцом. Ведь такой «идеолог» «заранее знает» и то, как должен выглядеть его ребенок. И каждый родитель, не глубоко копнув, обнаружит в себе такого «наставника», у которого есть готовый рецепт исправления «нехорошего ребенка», который доставляет так много хлопот в повседневной жизни, рецепт как сделать его «хорошим», закрыв глаза на то, кем он является в действительности. Дело в том, что родители бессознательно стремятся упростить сложный мир ребенка, подогнать его под удобную для себя модель. Так создаются «роли» в семье, когда и взрослые и дети играют по заданной поведенческой схеме, сведя реальное общение к набору стандартных реакций. Подробно такие «игры» описаны в литературе по психологии, и каждый желающий может с ними ознакомиться, определив, к какому типу относится он сам.

И здесь мы приходим к мысли о важности уважения к своему ребенку. Уважения его реальности, его действительности, просто того факта, что он есть.
Каждый отец, посмотрев на своего ребенка, должен сказать себе: я слишком мало сделал для того, чтобы дать жизнь этому новому человеку. Его жизнь — нечто гораздо большее, чем я ему дал. Мне нужно осознать и принять ту истину, что Кто-то третий, гораздо больший, чем я, есть истинная причина этой жизни. В этот момент возникает проблема, которую так и не смогли разрешить для себя тысячи отцов: мой ребенок на самом деле не мой ребенок, то есть не моя собственность.

Ребенок — это всегда гость, которого мы должны принять, помочь, обучить навыкам жизни в своем мире. И мы всегда должны помнить, что настанет момент, когда он перешагнет через порог нашего дома и пойдет по своему собственному пути.

Еще одна характерная черта отца — это немногословие, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя. Вот отец подкидывает хохочущего малыша к потолку. Вот, сосредоточенно сопя, он выстругивает меч из палочки. Вот отец чинит велосипед и учит ребенка правильно держать, инструмент. Вот они вместе разжигают костер или забрасывают удочки. А вот он ведет всю семью в кафе, разрешая выбрать в меню любую сладость. Отец всегда рядом, пусть он на втором плане жизненной картины, или в ней присутствуют только вещи, сделанные его руками. У нас не существует праздник «День мужчины и отца», вся ответственность за воспитание в нашем обществе видимым образом ложится на мать. Но истинная слава отца— это будущее его ребенка. И для ребенка этот молчаливый покой отца (кстати, именно покоем называет Ветхий Завет, а за ним апостол Павел то, что уготовано праведникам: Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от своих (Евр. 4; 10) — покой, в котором тот, не стремясь к выигрышной роли, спокойно живет и работает, по-мужски заботясь о своей семье, является всегда фактором огромной значимости. Особенно в те моменты, когда рушатся устоявшиеся стереотипы, когда гибнут ценности. Потому что слава мира сего исчезает быстро, покой же отца всегда остается источником спокойствия для сына. Покой, который суть вера и внутренний мир, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11,1).

Источник: Отцы и дети сегодня: папам на заметку. — М.: Лепта Книга, 2008