Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей

Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей

 

Кризис рождаемости в развитых странах, не связанный с радикальными социально-экономическими переменами в обществе, – беспрецедентное явление в истории человечества. Людям удобно иметь мало детей, но это дорого обходится государству и экономике, заявил профессор Флорентийского университета Массимо Ливи Баччи. Доклад «Низкая рождаемость в исторической перспективе»

 

На международной конференции «Низкая рождаемость и низкая смертность: наблюдаемая реальность и образы будущего», состоявшейся в НИУ ВШЭ, Массимо Ливи Баччи сверил демографические «часы» с событиями истории Европы, Азии и Америки. Экскурс в историю доказывает: устойчиво низкая рождаемость в отсутствие каких бы то ни было демографических «императивов» – беспрецедентное состояние человечества. «В прошлом рождаемость никогда в совокупности не была низкой», – подчеркнул эксперт. Исключение составляли периоды исторических катастроф (войн, революций, эпидемий, колонизаций) или радикальных изменений структуры общества. Но и после этих событий рождаемость обычно восстанавливалась.

Сегодня человечество столкнулось с ситуацией, когда «иметь малое количество детей удобно, и это уже добровольный выбор многих». Однако такая малодетность наносит удар по экономике и государству. Обществу пора думать над тем, как восстановить отношения между отцами и детьми, которые разрушает низкая рождаемость и отчасти связанный с ней индивидуализм молодого поколения, отметил Массимо Ливи Баччи.

 

К низкой рождаемости ведут разные пути

 

Причины малодетности – дискуссионный вопрос. Согласно устойчивым представлениям, которые разделяют и некоторые демографы, низкая рождаемость – производное от экономических и социальных процессов. Среди этих процессов обычно называют урбанизацию, безработицу, низкий уровень жизни или, напротив, бурное потребление, занятость женщин в экономике, их карьерные устремления и самореализацию. Другие эксперты, например, директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский, доказывают, что падение рождаемости – это закономерный ответ на уменьшение смертности, «демографический переход», при котором баланс высокой смертности и высокой рождаемости сменяется равновесием низкой смертности и низкой же рождаемости . Кстати, Вишневский отчасти опирается на определение, данное ранее Ливи Баччи: «Демографический переход может быть охарактеризован как… переход от “диссипативной” системы, связанной с потерей демографической энергии (высокие рождаемость и смертность), к системе, “экономизирующей” эту энергию (низкие рождаемость и смертность)».

Если обратиться к международной статистике по суммарным коэффициентам рождаемости (СКР, или TFR – total fertility rate) – среднему числу рождений на одну женщину репродуктивного возраста, то видно, что наименьшая рождаемость наблюдается в Польше (СКР 1,3 в 2011 г.), Германии и Испании (у обеих СКР – 1,36), Италии (1,4). Российский показатель – 1,6. Между тем, для простого замещения поколений необходим коэффициент чуть выше двух.

 

Таблица. СКР, слабый взлет и кризис

Country

2000

2008

2011

France

1,89

2,01

2,01

Germany

1,38

1,38

1,36

Italy

1,26

1,42

1,40 (2012)

Spain

1,23

1,46

1,36

Poland

1,37

1,39

1,3

Netherlands

1,72

1,77

1,76

Sweden

1,54

1,91

1,9

UK

1,64

1,96

1,96

Russia

1,25

1,4

1,61 (2012)

 

Однако объяснить ситуацию с низкой рождаемостью в развитых странах какой-либо одной причиной, по мнению итальянского ученого, сложно.

 

Если говорить об индивидуальном выборе, то на репродуктивное поведение пары могут влиять условия жизни (бедность, голод, болезнь) и отношения (распад семьи, например). В этом случае подчас происходит «планирование семьи» с помощью абортов.

 

Для группы семей малодетность может быть стратегией сохранения богатства внутри клана. Представителям элиты, к примеру, достаточно иметь всего одного наследника, чтобы передать ему титул и капитал.

 

На рождаемость может влиять и государственная политика. Так, Китай только в ноябре этого года несколько смягчил жесткую установку «Одна семья – один ребенок». Диктаторам Гитлеру и Муссолини, напротив, нужна была высокая рождаемость.

 

Изменение стиля жизни, например, увеличение мобильности населения, – также воздействует на рождаемость. Так, например, в некоторых европейских странах мигрантам, живущим на селе, надо было «иметь больше детей, чтобы расширять свои владения и обрабатывать больше земли». В городских условиях их репродуктивное поведение меняется: они рожают меньше детей, так как необходима мобильность.

 

Таким образом, у малодетности множество частных причин. Однако Массимо Ливи Баччи, скорее, интересовала «результирующая» всех сил, снизивших деторождение, – просто потому, что главным сюжетом работы была ситуация в целом, то есть мировой кризис рождаемости. Исследователь попытался найти прецеденты в истории Европы, Азии и Америки.

 

Катастрофы снижали рождаемость лишь на время

 

В истории Великобритании было шесть периодов, когда суммарный коэффициент рождаемости опускался ниже единицы. Два периода приходились, например, на 14-15 вв., что примерно синхронизируется с европейской эпидемией чумы. В Ирландии по рождаемости в 19 в. ударил Великий голод.

 

В 16-17 вв. было зафиксировано немало случаев низкой рождаемости в Америке, что во многом связано с колонизацией. Коренное население сократилось, поскольку приход европейцев разрушил его традиционный жизненный уклад: привел к вынужденной миграции индейцев, разрушению семей, потере ими территорий. Эксперт привел пример: женщины в Мексике в 16 в. «выпали» из процесса воспроизводства, поскольку мужчин отправляли добывать золото на шахты.

Таким образом, репродуктивные возможности людей меняются, когда происходит «нарушение фундаментальных основ» – случаются катастрофы (эпидемии, голод, войны, революции) или меняется структура общества, сделал вывод Массимо Ливи Баччи.

 

До сих пор рождаемость обладала свойством, так или иначе, восстанавливаться, подчеркнул эксперт. Так, например, в период военных действий в Европе (конец 1930-х – начало 1940-х) рождаемость упала, хотя и не до «чрезвычайно низких показателей». Однако с определенного времени «даже во время войны она начала повышаться».

 

График. Рождаемость (СКР) довоенная (в конце 30-х годов) и во время войны (в начале 40-х)http://www.opec.ru/data/2013/12/06/1234078838/%D1%80%D0%B8%D1%81%201%20%285.12%29.jpg 

 

Иными словами, рождаемость всегда была «исключительно мощной и устойчивой характеристикой» в истории человечества, отметил исследователь.

 

В отдельные периоды рождаемость ощутимо подскакивала. Эксперт привел примеры бэби-бума в странах Запада в 20 в. (Великобритании, Франции, Норвегии, Бельгии, Швеции, США и пр.), когда минимальный СКР составлял 2,01, а максимальный СКР превышал 2,6.

 

Падение рождаемости бьет по родственным связям и экономике

 

Так или иначе, получается, что на протяжении истории человечества рождаемость оставалась стабильной. В XXI веке, в относительно благополучный период, в развитых странах, когда видимых внешних причин для спада рождаемости вроде бы нет, кризис деторождения оказался налицо. Возникает вопрос: какова вероятность того, что человечество вернется к прежней модели рождаемости?

 

Ожидать этого не приходится, убежден Массимо Ливи Баччи. Дело в том, что в современном обществе малодетность – «весьма удобный индивидуальный выбор», подчеркнул эксперт. А Анатолий Вишневский говорит, например, о таких резонах, как высвобождение времени и энергии у женщин, которое позволяет им уделять больше внимания воспитанию уже имеющихся детей.

Однако выбор в пользу малодетности заключает в себе немалую опасность. Он ведет к серьезным убыткам для экономики – в связи с нехваткой рабочей силы (а его, по мнению Баччи, не восполнят и мигранты), пенсионными проблемами и пр. Такой ущерб бюджетные трансферты не в состоянии компенсировать.

 

Но еще более серьезная проблема для общества – ослабление связей между отцами и детьми, «межпоколенческой солидарности». Молодые люди не желают отвечать за благополучие пожилых и перекладывают свои обязанности на государство, говорит Массимо Ливи Баччи.

 

Источник: http://www.opec.ru/1609390.html