Роль отца в воспитании мужественности мальчика

Роль отца в воспитании мужественности мальчика

 

Введение

1. Патриархальный тип воспитания как модель воспитания мужественности.

2. Современный кризис отцовства и пути его преодоления.

3.Опытно-экспериментальная работа по определению влияния отца на воспитание мужественности мальчика.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Введение

 

Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни.

Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику, тогда как, по утверждению И.С.Кона, все, или почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, – это половая принадлежность [4;21].

В последнее время все больше ученых приходят к выводу о том, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка, без того чтобы, начиная с дошкольного возраста, не формировались начала таких качеств мужественности, как эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представителям женского пола у мальчиков и первые проявления женственности: заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов, – у девочек.

В дошкольном возрасте, особенно в период около пяти лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя определенного пола. Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через группу сверстников. И.С.Кон утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, является универсальным фактором половой социализации. Оценивая поведение ребенка, его физические данные в свете существующих у детей критериев маскулинности и фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, дети тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под сомнение его половую идентичность и полоролевые ориентации [7;45].

Как известно, полоролевое воспитание, в отличие от чисто сексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания. Оно, хотя и включает в себя развитие полоролевого самосознания ребенка, главное его направление – это формирование у детей начал мужественности, женственности и первых идеалов о семейных половых ролях. В педагогике, наряду с решением общих как для мальчиков, так и для девочек нравственных задач, важно воспитывать и специфические для того или иного пола, нравственные качества, принимая в расчет тот факт, что эти нравственные качества в структуре личности представителей мужского и женского пола занимают разное место и имеют разную степень выраженности.

Важнейшим агентом социализации ребенка была и остается семья. К сожалению, кризис семьи, отмечаемый как одно из значительных социальных явлений, выразился в частности, в том, что мужчины практически утратили свою ведущую роль, как главы семьи, так и воспитателя и наставника.

Объектом исследования является процесс формирования мужественности мальчика.

Предметом исследования является влияние отца на формирование мужественности.

Целью настоящей работы является выявление роли отца в воспитании мужественности мальчика, также разработка методики, позволяющей на научной основе привлечь отца к воспитанию детей.

Гипотезой исследования явилось предположение, что процесс полоролевой социализации современного ребенка нуждается в постоянной коррекции родителей, консультируемых педагогами дошкольного воспитания, причем влияние отца на формирование мужественности мальчика более значимо, так как особенности современной жизни не предоставляют возможности совместной ежедневной деятельности отцов и мальчиков, как в патриархальном обществе.

Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы нами решались следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности патриархальной семьи и процессы формирования мужественности в рамках совместной хозяйственной деятельности всех членов семьи.

2. Изучить процессы, трансформирующие процесс формирования мужественности в современной семье, выявить его особенности и возможности корректировки в рамках семьи, отличной от патриархальной.

3. Экспериментальным путем выявить уровень мужественности для мальчиков 6 лет.

4. Разработать программу выработки стереотипа мужского поведения соответственно принятому в обществе гендерного идеала.

5. Сопоставить влияние матери и отца на степень формирования мужественности мальчика.

Для получения необходимой информации использовались следующие методы:

- полоролевой опросник С.Бем, адаптированный нами для детей 6 лет

- методики воспитания полоролевого поведения дошкольников Н.Е. Татаринцевой.

1. Патриархальный тип воспитания как модель воспитания мужественности

 

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. Идеальный вариант воспитания, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения. «Первый мужчина» в жизни девочки – ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа [6;74].

Для мальчика «первая женщина» – его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, пассивность. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать развитие «женских» черт характера или, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения [5;134].

Личность самих родителей как субъектов воспитания является наиболее значимым фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей [6;207].

Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.

В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт данной стадии состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола. К преодолению кризиса, к складыванию зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование всех норм и ценностей [15;68].

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей жизни. По его мнению, каждый индивид решает психосоциальные конфликты, преодолевая жизненные трудности. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности – базовое чувство доверия к миру, автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрение самостоятельных действий) [12;43].

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.

Центральная проблема концепций социального научения – социализация как процесс превращения изначально асоциального существа в полноценного члена человеческого общества. Социализация представляет собой результат научения. Родительское поведение рассматривается как модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, характер супружеских взаимоотношений и другие. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений (неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком), что имеет серьезные, негативные последствия для психического развития ребенка. Семейные отношения, как правило, выступают для индивида как наиболее важные, чем служебные, учебные и т.д. Этим объясняется их ведущая роль в формировании психических нарушений и факторов, которые обуславливают психотравмирующее переживание [9;75].

Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. Необходимо помнить, что пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей определяют стиль родительского воспитания.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению [29; 106].

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представление о себе, самоотношение, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием его, с характером родительских установок и качеством привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери.

Исторически отношение к воспитанию детей было достаточно безразличным, дети рассматривались как неполноценные взрослые. Однако традиционная патриархальная семья предоставляла отцу без особых усилий влиять на взросление ребенка (особенно сына) в процессе осуществления совместной деятельности. Традиционная патриархальная семья, осуществляющая сельскохозяйственную или ремесленную деятельность была, по существу, основой воспитания как мужских, так и женских качеств [10;21].

Само понятие «патриарх» – глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) – характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи – не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти. Триада Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
 
До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям [14]. 
 
В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине. В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.
 
Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины [15;230].
 
Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht – «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.
 
Отношение отца к детям сильно отличается в зависимости от национального, культурного, классового типа семьи. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми – от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы – в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец – прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом [24; 103].
 
Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи. Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня» [6;72].
 
По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью – тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.
 
С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» – эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна. Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла – будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец (рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа есть нечто непонятное ребенка. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын – наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания [21;167].
 
Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами – не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. 
 
По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской – ведет к нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в большей степени становится «безотцовым». Падение авторитета отца связано с крушением прочих авторитетов. Для современного «безотцового» молодого человека нет уже ни государства, ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах. 
 
Преобладает «материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.
 
В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.
 
Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и недостатками патриархальной семьи. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х – 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война – все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. 
 
Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было [3;14]. 
 
История 20-40-х годов представляет широкий спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю спектра – некто Успенский, сын священника, убивший своего отца, чтобы доказать верность атеистическим принципам новой власти; по данным А. Солженицына, отцеубийца стал заведующим культурно-воспитательной частью (!) Соловецкого концлагеря. На другом краю – десятки тысяч людей, отрекшихся от отцов. «Советские родители не лишены авторитета, – пишет американский исследователь Д. Линн, автор единственной в мире монографии, посвященной роли отца в семье, – но этот авторитет – лишь отражение мощи государства».
 
В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой – лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец – просто «чужой среди своих».
 
Психолог Т. Юферева провела исследование восприятия московскими подростками 13-14 лет положения мужчины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. «Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной», – сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих отзывах: «Мужчина – это три Т: тапки, тахта, телевизор»; «Мужчина – это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест».
 
Мальчики 8-9 лет на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?» чаще отвечают «На маму». Отец не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами (старостами, звеньевыми). Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье [11;10].
 
По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. По данным ленинградского детского психиатра А. И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы – значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери [16;17].
 
При этом положение отца становится еще более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей.
 
Таким образом, процесс отчуждения отца от детей в значительной мере представляется общим и для нашего, и для западного общества. И в том, и в другом случае в основе лежит распад патриархальной семьи с отцом-господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим. И на Западе, и на Востоке действуют многочисленные факторы, ведущие к увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.
 

2. Современный кризис отцовства и пути его преодоления

 

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.
 
Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них [27; 166].
·         Ловушка простой цели – отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).
·         Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).
·         Ловушка нормальности, или «все как у людей» – отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.
·         Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» – ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.
·         Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).
·         Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») – игнорирование личностного общения.
·         Ловушка превосходства пола – отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.
·         Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.
·         Ловушка ревности к детям – нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.
 
Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования». Идеальный вариант – когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.
 
Учёные, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывая о существовании отца. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только на уровне семье. Показатель этого недоверия – обилие женщин педагогов всюду от детского сада до университета.
 
Стоит обратить внимание на то, что как ни странно более мягкие, чувствительные мужчины воспитываются в культурах, где важную роль в воспитании играет отец. И наоборот, у народов, где сыновья растут в условиях преобладающего или даже исключительного женского воздействия мужчины воинственны и агрессивны. Дальше мы увидим, что эта парадоксальная на первый взгляд закономерность имеет место отнюдь не только среди примитивных народов. Её действие мы каждый день видим вокруг себя [28;46].
 
Исследования неопровержимо показывают, что рождение ребенка – не только трудный и ответственный, но и очень важный этап в жизни мужчины, что преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень личностного развития. Большинство мужчин, длительное время не имеющих детей в браке, испытывает депрессию и чувство вины независимо от того, каковы истинные причины бесплодия. Очень многие мужчины воспринимают бесплодие как показатель неполноценности их мужских качеств, нарушающий целостность их представлений о себе. В подавляющем большинстве случаев бездетные браки менее стабильны, чем браки, в которых родился хотя бы один ребенок.
 
Обследование мужчин, состоящих в браке, но не имеющих детей, показывает, что очень многие из них активно ищут какую-то замещающую деятельность, которая могла бы заполнить пустоту в их жизни. Иногда такая замещающая деятельность проявляется в виде фанатичных хобби, часто она направлена на неодушевленный предмет (например, автомобиль) или на самих себя. В последнем случае (вероятно, наиболее тяжелом для окружающих) бездетный мужчина начинает относиться к самому себе как к ребенку, стремясь к максимальному удовлетворению своих разнообразных капризов. В других случаях активность проявляется в исключительном стремлении ухаживать за чужими детьми, нянчить их и баловать.
 
Интересно, что выбор замещающей деятельности существенно влияет на последующую семейную жизнь бездетного мужчины. Эгоцентрическое, направленное на себя замещение, как правило, ведет к распаду семьи. Проводились наблюдения бездетных мужчин в течение семи лет. За это время развелись две трети тех, чьи интересы были сосредоточены исключительно на себе. Из оставшейся трети никто не стал отцом, никто не взял на воспитание приемного ребенка. Самым продуктивным является замещение, направленное на других детей. Бездетные мужчины, которые любят чужих детей и с удовольствием занимаются ими, склонны сохранять семью, даже если они знают, что их жена по состоянию здоровья не может иметь ребенка. Они предпочитают искать выход не в разводе и смене половых партнеров, а в поисках лечения, а если лечение не помогает – в усыновлении. Такие мужчины очень часто оценивают свой брак как удачный [30;115].
 
Одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения. Решающими могут быть первые же два-три дня (или даже первые часы) после рождения, когда в мозгу новорожденного запечатлеваются первые следы внешних событий, звуков.
 
Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с ребенком, но и с предварительным обучением. Исследователи анкетировали молодоженов – будущих отцов и матерей – с целью выяснить их отношение к детям и уходу за ними. Позже, когда супруги становились родителями, психолог изучал их игры и повседневное общение с ребенком. Оказалось, что чем увереннее чувствовал себя мужчина еще задолго до рождения ребенка, чем выше он оценивал свои навыки и умения, тем раньше и активнее он включался в воспитание, когда младенец появлялся на свет. У женщин такой закономерности обнаружено не было. Их заниматься ребенком заставляет сама жизнь – независимо от того; считают ли они себя подготовленными. В частности, об этом говорит и тот факт, что отношение женщины к своему маленькому ребенку не зависит от степени ее женственности [31;7].
 
Мужчина же подключается к воспитательному процессу лишь постольку, поскольку сам считает себя готовым и умеющим заниматься детьми. Это не единственный вариант, когда отношение отца к ребенку является функцией его отношения к самому себе как к ребенку, как к человеку, чье детство еще не закончилось, а планы еще надлежит реализовать. В частности, нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием подчинялись ей, и от своей семейной жизни ждут только повторения отношений с матерью
 

Таким образом, готовность отца строить свои отношения с ребенком зависит от его воспитания. Самым ярким доказательством значения роли отца в воспитании мальчика являются психологические особенности детей, выросших в неполной семье. Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

  1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; формирования избыточной, патологической привязанности к матери [7;29].

 

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта [8;170].

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу [10;47].

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины [19;72].

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [20; 234].

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения [6;78].

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни [25;38].

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Однако проблемы психологического плана, связанные с недостаточным вниманием родителей могут возникать и в полных семьях. Рассмотрим некоторые из них.

1. Родители, а в первую очередь отцы, либо вообще не следят за поведением своих детей, либо не уделяют достаточного внимания их воспитанию. В основном они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими, только с одной целью: отдохнуть и восполнить растраченную за день энергию.
 
Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и сотрудничество отца, который оказывает большое влияние на детей (особенно сыновей), невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять на одной ноге. Например, отец возвращается домой после трудного рабочего дня. Он проводит некоторое время за чтением, затем идет на прогулку, ужинает вместе с семьей и опять уходит из дома, чтобы выполнить какие-то общественные поручения. Приходит домой довольно поздно и, прежде чем идти спать, читает или немного пишет.
 
Будет ли эта семья, а особенно дети, ощущать действительное присутствие отца? Будет ли отец оказывать влияние на их воспитание и обучение? Скорее всего, нет. Такой отец с трудом находит время, чтобы поговорить с детьми, редко справляется о том, как они живут, у него нет и минуты, чтобы помочь им советом, узнать их радости, тревоги и заботы. Отец, который непростительно мало общается с ребенком, посвящая все свое время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. 
 
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
 
Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
 
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома. На первом месте у мужчины всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. 
 
Важнейшей задачей отца является формирование мужественности у мальчиков старшего дошкольного возраста. Мужественность, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет следующие нравственно-психологические качества мужчины: сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость. Мужественность – это главное качество настоящего мужчины.
 
Мужественность формируется на основе подражания и не может быть сформирована без учета психологической специфики пола. Становление психологического пола, основано на половом самосознании и ценностных ориентациях поло-ролевой позиции личности реализуемой в общении и деятельности [29;60].
 
При формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка. Мужественность – это фундамент характера мальчика.
 
Мальчик неизбежно начинает мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны» его поступки, является ли он настоящим «мужчиной». То, что в наше время принято считать «мужественностью», является, прежде всего, удовлетворением своего самолюбия и внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. Все это совершается при помощи таких на первый взгляд позитивных характеристик, как мужество, сила, верность долгу и одержание всяческих побед.
 
Формирование и развитие мужественности происходит в семье через образ мужского поведения. Между пятью и восьмью годами психологическая сила толкает мальчика к переходу. Приоритеты идентификации смещаются от матери к отцу. Этот выбор ребёнок делает не осознано.
 
В семье ребенок ориентируется на родителя причем, как правило, мальчик – на отца. Свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуют в подсознании модель того, каким он должен стать.
 
Мальчикам чаще не хватает ролевой модели целостного и цельного отца, доступного эмоционально и уверенного в себе, сильного и нежного, настойчивого и жизнеутверждающего.
 
Формирование представлений и установок мужественности является закономерностями усвоения и присвоения, существующих в культуре половых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей. Половые стереотипы и связанные с ним социальные установки влияют на него, как наиболее стабильные, уходящими корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение, менее подверженные изменениям в ходе развития общества [29;59].
 
Например, успеваемость зависит от ряда параметров, среди которых главными являются способности ребенка и его желание учиться. Для развития интеллекта ребенка необходимо, по-видимому, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. Неизвестно, как действует на детей отсутствие «женского ума»: детей, выросших с рождения в исключительно мужской среде, так мало, что их просто не успели изучить. А вот недостаток общения с мужчиной сказывается. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на две группы в зависимости от того. Кто любит и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о школьных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку, – это тип способностей, вообще говоря, наиболее характерный для мальчиков. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу» [19; 75].
 
3. Опытно-экспериментальная работа по определению влияния отца на воспитание мужественности мальчика
 

Сущность и ход проведения эксперимента. В экспериментальной работе участвовали дети 6 лет, подготовительной группы детского сада № 173 «Березка» г. Ростова-на-Дону. В группе 29 детей, из них 15 мальчиков. Приняли участие в эксперименте 14 мальчиков и их родители.

Наш эксперимент преследовал следующие цели: определить уровень мужественности мальчиков, складывающийся в результате общения с отцом, выявить возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика, далее на основе результатов подготовить научно-методические рекомендации.

Как исходного материала, на котором будет изучаться нравственный опыт ребенка, были выбраны такие понятия, как «мужественность» и «женственность». При анализе литературы мы определили мужественность как антитезу женственности. В соответствии с общепринятым стандартом мужчина должен внешне отличаться от женщины (гендерный дисплей), быть более сильным физически, ответственным, более смелым и активным. При выстраивании шкал мы ограничились этими признаками, как наиболее выраженными для детей 6 лет.

Организация опытно-экспериментальной работы предлагает осуществление следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

 

В качестве констатирующего эксперимента было предусмотрено проведение индивидуального опроса мальчиков и выявление уровня их представлений о характерных особенностях мужского поведения. Кроме того, был проведен опрос отцов, с целью выявления степени их влияния на формирование мужественности сына. Как основа для разработки анкеты использовался полоролевой опросник С.Бем [31;53], однако схема опроса была адаптирована в соответствии с возрастом детей, кроме того, использовалась методика З.М. Ахметгалеевой [2;26].

Оценка мужественности мальчика проводится по пяти шкалам: шкала внешнего соответствия (1), шкала физической подготовки (2), шкала ответственности (3), шкала активности (4), шкала смелости (5).

При подсчете баллов за ответ а) начисляется 3 балла, за б) 2, за в) – 1.

Анализ набранных баллов: по шкале 1 7-9 баллов означают высокий уровень гендерной самоидентификации, 5-6 – средний, 3-4 – низкий.

По шкале 2: 7-9 баллов означают высокий уровень значимости физической подготовки в формировании мужественности, 5-6 – средний, 3-4 – низкий.

По шкале 3: 6 и более баллов означают высокий уровень ответственности, 3-4 – средний, 1-2 – низкий.

По шкале 4: 7-9 баллов означают высокий уровень активности, 5-6 – средний, 3-4 – низкий.

По шкале 5: 7-9 баллов означают высокую значимость смелости как составляющей мужественности, 5-6 – средний, 3-4 – низкий.

Анкетирование проводилось в ходе индивидуальной беседы с испытуемыми, если вопрос был непонятен, экспериментатор разъясняла его мальчику, результаты отмечались в таблице. Все дети проявили интерес к эксперименту, с интересом отвечали и положительно отнеслись к повторному тестированию. Опросник приведен в приложении 1.

Формирующий эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента были предъявлены отцам, 7 из которых согласились принять участие в эксперименте. Т.о., сформировались 2 группы – контрольная и экспериментальная. С отцами была проведена индивидуальная установочная беседа, в которой даны рекомендации по проведению бесед с мальчиками. В контрольной группе по объективным причинам беседу о мужестве согласились провести матери. Методические указания родителям приведены в приложении 2.

Контрольный эксперимент. Занятия с родителями проводились в течение 2 недель, затем вновь было проведено анкетирование. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента приведены в таблицах.

В таблице 1 приведены результаты констатирующего опроса ребят из экспериментальной группы, в таблице 2 – результаты контрольного эксперимента этой же группы. Соответственно таблицы 3 и 4 представляют результаты опросов для контрольной группы. В таблице 5 приведено общее количество баллов, набранных детьми и сравнивается контрольная и экспериментальная группы.

Табл 1.Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (1 анкетирование)

Имя

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Всего

Саша К.

4

5

3

5

6

23

Саша С.

4

7

4

5

6

26

Сережа П.

6

5

4

6

7

28

Андрей М.

5

5

4

6

6

26

Андрей Я.

6

6

3

6

6

27

Толя Б.

4

5

4

5

7

25

Дима Щ.

4

5

4

6

7

25

Табл 2.Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (2 анкетирование)

Имя

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Всего

Саша К.

8

6

9

6

7

36

Саша С.

8

7

8

6

6

35

Сережа П.

6

6

9

6

8

36

Андрей М.

8

7

10

7

9

41

Андрей Я.

6

9

9

6

9

39

Толя Б.

9

6

7

6

7

35

Дима Щ.

7

6

8

6

7

34

Табл 3.Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (1 анкетирование)

Имя

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Всего

Денис М.

4

5

3

5

7

24

Паша А.

5

6

3

6

6

26

Витя С.

5

5

3

6

6

25

Женя С.

5

5

4

5

6

25

Коля С.

6

6

3

5

6

26

Даниил В.

6

5

3

5

7

26

Аркадий К.

4

5

4

6

6

25

Табл 4.Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (2 анкетирование)

Имя

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Всего

Денис М.

8

6

7

6

6

33

Паша А.

9

7

7

5

6

34

Витя С.

6

5

8

6

7

32

Женя С.

7

5

6

6

6

30

Коля С.

6

6

7

6

6

31

Даниил В.

6

6

8

5

7

32

Аркадий К.

7

6

7

6

8

34

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Имя

1 тест

2 тест

Имя

1 тест

2 тест

Саша К.

23

36

Денис М.

24

33

Саша С.

26

35

Паша А.

26

34

Сережа П.

28

36

Витя С.

25

32

Андрей М.

26

41

Женя С.

25

30

Андрей Я.

27

39

Коля С.

26

31

Толя Б.

25

35

Даниил В.

26

32

Дима Щ.

25

34

Аркадий К.

25

34

Обсуждение результатов.

 

Констатирующий эксперимент в обеих группах дал примерно одинаковые результаты. По шкале 1 ребята отвечали охотно, но удивительным было то, что многие высказались за схожесть внешнего облика мужчины и женщины. Двое ребят положительно отозвались о длинных волосах у мужчин, сказав, что «это красиво». Большинство высказались за единство внешнего облика мальчиков и девочек, что позволяет констатировать некоторое размывание понятия гендерного дисплея, возможно, потому, что в группе многие девочки носят брючки. По шкале 2 отмечаются также умеренные показатели значимости силы, как составляющей мужественности. Почти все мальчики высказались за равенство силовых показателей у мальчиков и девочек.

Самыми впечатляющими были результаты определения уровня мужской ответственности, вопросы были ориентированы на уровень бытовых взаимоотношений, как наиболее доступный детям. Никто из детей не смог назвать больше одной обязанности мужчины в доме (Папа работает на работе). Всего три мальчика говорили о реальном участии отца в бытовой жизни семьи (папа чинит утюг, папа ходит в магазин). Почти все мальчики считают домашнюю работу обязанностью женщины, что, разумеется, можно объяснить тем, что в контрольной группе 4 из 7 ребят живут в неполной семье и могут наблюдать лишь за матерью.

Средние показатели выявлены в констатирующем эксперименте и по шкалам активности и смелости, хотя до 50% мальчиков в каждой группе набрали 7 баллов по шкале смелости, что говорит о сформированности представлений о некоторых личностных качествах мужчины. Характерно, что почти все мальчики назвали как нравящегося героя гендерно-нейтральный персонаж (Карлсона), что может свидетельствовать о пониженном стремлении к гендерной самоидентификации, в соответствии, с отмеченным выше сглаживанием гендерного дисплея.

Формирующий эксперимент, проведенный с участием родителей, показал, тем не менее, большой интерес детей к проблемам полоролевой социализации. По свидетельствам родителей дети с охотой слушали предложенные стихи и сказки, живо их обсуждали. Почти все с удовольствием перечисляли черты настоящего мужчины, деятельно фантазировали на тему «Каким я буду».

Успешность формирующего эксперимента подтверждена на контрольном этапе. У всех детей показатели мужественности повысились, у большинства перешли в область высоких показателей по всем шкалам. Особенно бросается в глаза повышение значений по шкале ответственности: разговоры родителей с ребенком о семейных обязанностях мужчины разнообразили представления мальчиков об их будущем участии в жизни семьи.

Сравнение экспериментальной группы, где беседу проводили отцы, и контрольной, где эту же функцию выполняли матери, показывает небольшое, но стабильное увеличение количества набранных баллов в первой группе. Это показывает, что контакт мальчика с отцом в области воспитания мужественности протекает легче и дает более весомый результат.

Заключение

 

Проведенный нами эксперимент позволяет сделать следующие выводы.

 

1. Для современных дошкольников существует реальная опасность социализации по гендерно-нейтральному типу, представления о женственности и мужественности в этом возрасте размыты и тяготеют к понятию «одинаковости».

 

2.Для формирования правильной гендерной самоидентификации необходима планомерная воспитательная работа, проводимая родителями. Современная жизнь с ее высоким темпом, сокращенным временем контакта родителя и ребенка требует специализированных, направленных усилий родителей по формированию у ребенка правильной полоролевой установки.

 

3. Даже ситуативные, непродолжительные усилия родителей по формированию у ребенка представлений о мужественности могут дать хорошие результаты, особенно в случае привлечения литературно-художественного иллюстративного материала.

 

4. Влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Отец, являя собой гендерный идеал для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.

 

Разумеется, настоящая работа даже приблизительно не исчерпала обозначенной проблемы. Воспитание у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения к будущей семейной жизни является эффективным инструментом для предотвращения дальнейшего обострения кризиса семьи. Готовность молодежи к семейной жизни – важная характеристика ее социальной зрелости и психического здоровья. Между тем приходится констатировать, что взгляды о должном брачно-семейном поведении формируются стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения, часто деструктивных по содержанию. Особенно эта проблема характерна для мужчин, которые часто оценивают значение семьи в их жизни ниже, чем женщины.

 

Влияние мужчины на социализацию мальчика, формирование его мужественности трудно переоценить. Это подтверждает эксперимент по раздельному образованию в школе № 139 Санкт-Петербурга, когда в пятый класс мальчиков пришел мужчина, замечательный человек и опытный учитель математики. Педагогическое чутье, оптимизм, творческая жилка и бесконечное терпение помогли достичь удивительных результатов. К концу 7-го класса мальчики без перенапряжения смогли освоить (без отсева в обычный класс) математику за 9 класс, геометрию за 8 и половину 9, закончили к зимним каникулам географию за 7 класс и до конца года изучали курс краеведения. Все учителя, работающие в этом классе, отметили, безусловно высокие показатели успеваемости по сравнению с классом девочек и другими обычными классами, высокий темпоритм работы на уроке и потребность мальчиков в расширении информации по предметам. Вопросы дисциплины перестали стоять так остро, как в смешанных классах. Надо заметить, что в других параллелях в классах раздельного обучения мальчики не показали таких удивительных результатов – немалую роль сыграла личность учителя-мужчины в период половой идентификации мальчиков [19;75].

Вышесказанное позволяет сделать следующие рекомендации: педагогам дошкольного обучения необходимо вести систематическую консультативную работу с родителями, давая им методические рекомендации по воспитанию женственности и мужественности у детей.

 

 

Приложение 1

 

Опросник для определения мужественности мальчика

 

Оценка мужественности мальчика проводится по пяти шкалам: шкала внешнего соответствия (1), шкала физической подготовки (2), шкала ответственности (3), шкала активности (4), шкала смелости (5).

1.                              Одежда мальчика отличается от одежды девочки.

2.                               

а) всегда

б) иногда

в) мальчики и девочки одеваются одинаково

Кто одевается красивей?

 

а) девочки

б) одинаково

в) мальчики

Красивые, длинные волосы должны быть

 

а) у девочки

б) у любого человека

в) у мальчика

2. Кто сильней: мальчики или девочки?

а) мальчики

б) одинаково

в) девочки

Кто лучше выполняет гимнастические упражнения во время зарядки?

 

а) мальчики

б) одинаково

в) девочки

Если бы тебе предложили роль в игре, кем бы ты захотел быть

 

а) богатырем

б) волшебником

в) хитрецом-обманщиком

3.Какие обязанности мужчина выполняет в доме. Перечислите. (При оценке за каждую обязанность начисляется по 1 баллу).

Если в семье есть и сын, и дочь, кто должен больше помогать маме?

 

а) мальчик, потому что он сильнее

б) оба одинаково

в) только девочка

Если нужно перенести тяжелую вещь, кто в семье должен это сделать?

 

а) мужчина, потому что он сильнее

б) тот, кому это нужно

в) женщина, она хозяйка.

4.С кем ты предпочитаешь играть, с мальчиком или с девочкой?

а) с мальчиками

б) одинаково

в) с девочками

Как тебе больше нравиться играть:

 

а) большой группой

б) с одним-двумя друзьями

в) самому

Часто ты придумываешь и начинаешь игру, а другие ребята играют по твоим правилам?

 

а) часто

б) иногда

в) никогда

5. Какой сказочный герой тебе больше нравится?

а) Илья Муромец

б) Карлсон

в) Василиса Прекрасная

Кто более смелый: мальчики или девочки

 

а) мальчики

б) одинаково

в) девочки

Если мальчик из твоей группы бьет девочку, ты

 

а) заступишься – девочек нельзя обижать

б) не станешь вмешиваться, может она первая начала

в) захочешь помочь, но побоишься


Приложение 2

 

Конспект беседы, проводимой с родителями мальчиков

 

Для формирования представлений о мужественности могут быть широко использованы устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Илья Муромец», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

Очень важно, чтобы отец как можно больше беседовал с мальчиком о мужественности как черте характера, разбирая как положительные, так и отрицательные примеры. Необходимо указать юношам на необходимость каждый вечер говорить с сыном, анализировать его поступки хвалить: «Ты поступил как мужчина» или не одобрять «Сын, мужчины так не поступают».

Домашнее задание:

1.                                                   Прочитать с ребенком героическую русскую сказку, или литературное переложение былины. Задать ему следующие вопросы: «Нравится тебе главный герой (Иван-Царевич, Илья Муромец)? Почему?»; «Правильно ли вел себя главный герой? Кому он помог, кого спас?»; «Хотел бы ты быть на месте главного героя?» «Чем плох отрицательный герой»

2.                                                    

3.                                                   Сочините с сыном сказку о настоящем мужчине. Попросите мальчика самого описать героя сказки.

4.                                                    

5.                                                   Прочитайте сыну несколько мифов о Геракле, заострите внимание, что главный герой не боялся никаких препятствий. Выделите основные мужские качества героя: смелость, силу, ответственность. Обратите внимание ребенка на то, что герой был добрым и отзывчивым.

6.                                                    

7.                                                   Обсудите с сыном стихотворение Р.А. Быкова, посвященное старшему сыну:

8.                                                    

Мужчина

 

Олегу

Вчера сказал мне папа,

Что я уже мужчина.

Мужчины не боятся

Без мамы оставаться,

Мужчины закаляются

И сами одеваются.

Мужчина – очень гордый –

Он не грубит соседу,

Он две тарелки каши

Съедает за обедом,

Он не боится буки,

Что может вдруг прийти.

Мужчина знает буквы

И счет до десяти.

Но если очень-очень

По маме я тоскую,

Мне папа разрешает

Пролить слезу мужскую.

Одну и сразу вытереть,

А то еще польются,

И, чтоб никто не видел,

Сейчас же отвернуться.

А так нельзя мне плакать,

Есть важная причина –

Вчера сказал мне папа,

Что он и я – мужчины.

5. Поговорите с сыном о том, в чем заключается роль мужчины как главы семьи, делая упор на том, что мужчина должен все уметь, и нет работы, про которую мужчине можно говорить «не умею».

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/d00035886.html