Нравственные аспекты воспитания в однодетной семье

 Нравстенные аспекты воспитания в однодетной семье

Проблемы нравственного воспитания в семье на сегодняшний день являются актуальными. Одним из важнейших требований, предъявляемых к семейному нравственному воспитанию, является уважение личности, стремление смотреть на мир глазами ребенка, быть «рядом» с ним, а не «над» ним. При этом надо учитывать поправку на возраст, характер, особенности эмоционально-психического и физического склада. Сколько в семье детей, столько и индивидуальных методик воспитания. Воспитывая детей в духе нравственности, родители и сами совершенствуются.

Тенденция однодетной семьи, характерная для современной семьи, - ее численное сокращение за счет снижения рождаемости. Один ребенок в семье, по мнению большинства исследователей, радикально ухудшает ее воспитательный потенциал. Сошлемся на некоторых из них. «Однодетная семья, - пишет Б. Урланис, - не может быть признана полноценной… В ней господствует чрезмерная боязнь за судьбу единственного ребенка, который занимает положение «светила», вокруг которого вращаются все «планеты»: мать, отец, тети, бабушки и.т.д., что создает почву для воспитания в нем эгоизма или, еще того хуже, эгоцентризма»

Согласно мнению Л. И. Бельской, однодетная семья в большей мере характеризируется конфликтными ситуациями, отрицательно сказывающимися на воспитании личности. В подтверждение она ссылается на выборочное исследование 350 дел о взыскании алиментов, согласно которому оказалось, «что 68% отцов имеют одного ребенка, 26% - двух детей и 6% - трех и более».

Не подвергая сомнению определенные воспитательные преимущества многодетной семьи, хотелось бы вместе с тем выразить сомнение в правомерности крайних, односторонне отрицательных суждений о воспитательных возможностях многодетной семьи, тем более безотносительно к конкретно-историческим условиям.

Во-первых, далеко не всегда в однодетной семье ребенок является «светилом» и центром ее. В современной семье значительно чаще все дети независимо от их количества – центр внимания, притяжения, любви, восхищения, поскольку в семье они обретают новый статус, «занимают важное место на шкале социальных ценностей супругов...» .[3]

Во-вторых, следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления семейного коллектива, его социально-психологической целостности. Последняя определяется не столько численностью, сколько характером супружеских отношений и следующим отсюда отношением родителей и детей, степенью кооперации между ними в решении общих дел.

Наряду с этим важнейшим признаком как коллектив является совпадение в ее жизнедеятельности общественных и личных интересов, на что количество детей в семье вряд ли оказывает сколь-либо существенное влияние.

Единственный ребенок в семье – это экономическая, социальная и нравственная проблема для общества. Одновременно и личная проблема: для человека, если он маленький, брат и сестра нужны как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания; если же он взрослый – как близкие, в которых он всегда может быть уверен, на которых он может рассчитывать, которые придут к нему на помощь в трудную минуту и.т.д. Наличие братьев и сестер, иными словами, делает мироощущение человека более полным, а его самого – более уверенным и защищенным. Следовательно, родители, отказывающие своему ребенку в праве иметь брата или сестру, обделяют его в жизни.

Единственный ребенок – это действительно и более трудный объект воспитания. Он чаще демонстрирует затянувшийся инфантилизм, поскольку родители в единственном чаде склонны дольше видеть дитя, и в то же время он чаще являет пример ранней взрослости (в том числе и интеллектуализма, излишнего рационализма, нередко перерастающего в скепсис), поскольку он большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров, мнений и.т.п. Он более трудный объект воспитания и потому, что с ним чаще связано явление так называемого эгоизма, находящее выражение в гипертрофии чувств и преувеличенных оценках возможностей и достижений ребенка даже у педагогически грамотных родителей. Это чаще всего имеет место в тех случаях, когда супруги по каким-либо причинам долго не имели детей и где ребенок давно желанный. Тогда нередко он становится центром семьи и появляется опасность формирования в нем антисоциальных навыков поведения, не говоря уже о том, что положение всеобщего любимца, кумира нередко перерастает в болезненную самовлюблённость.

Воспитание в многодетной семье значительно облегчается. В ней сами собой устанавливаются и мера любви, и мера требовательности к ребенку, и правильный тон. В многодетной семье, как правило, у детей воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других, ибо в ней исчезает то особое, привилегированное положение, которым обладает ребенок в однодетной семье, а стало быть, значительно уменьшаются возможности формирования в нем эгоизма, себялюбия и других черт. В многодетной семье ребенку предоставляется большая возможность для общения, усвоения той системы взаимных уступок, которые существуют в каждом коллективе, проявления заботы о своих братьях и сестрах, приобретения дружбы, привязанности и.т.д.

Отношения между детьми в большой семье, существенными элементами которой выступают забота старшего о младшем и авторитет старшего, позволяют легче преодолеть эгоизм обоих, легче реализовать в сознании и поведении ребенка такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение. Следовательно, эмоции социального порядка нормально развиваются там, где семья имеет несколько детей. Эти дети обладают большими способностями вступать в контакты с окружающими, они значительно легче адаптируются в коллективе класса. Привыкая к взаимным уступкам, к значимости другого, дети тем самым, считает М. С. Мацковский, оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако было бы неверным, на наш взгляд, идеализировать воспитательные возможности многодетной семьи. Преимущества многодетной семьи не должны скрывать от нас и имеющиеся у нее недостатки, так же как не следует игнорировать и некоторые преимущества однодетной семьи.

Частым случаем в многодетной семье является утеря чувства справедливости к детям. Оно выражается в том, что родители, сами того не замечая, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Общим любимцем часто оказывается младший ребенок. Иногда симпатии родителей и любовь в большей мере направлены на дочь, нежели на сына. Нередко меньше внимания уделяется среднему ребенку и. т. д. обиженный ребенок всегда остро ощущает эту неравномерность тепла и внимания и по-своему на нее реагирует: в одних случаях он становится робким, замкнутым, неуверенным в себе, в других – драчуном и задирой.

Наблюдения свидетельствуют, что естественная забота родителей о вновь появившемся малыше, необходимое переключение внимания на него вызывают у старшего чувство обиды, зависти, ревности, беспокойства, ощущение себя обделенным и одиноким, ведут к потере душевного равновесия. Подобное положение старшего или среднего ребенка не всегда осознается родителями, не всегда они находят нужный к нему подход и проявляют необходимый такт.

Положение старшего брата или сестры нередко ведет также к выработке категоричности суждений, стремления к руководству, лидерству.

Положительное влияние особенностей однодетной семьи на воспитательный потенциал носит также и опосредованный характер. В ней значительно снижаются перегрузки женщины, смягчается противоречие между домашней и рабочей ролями, что благотворно сказывается на ее психическом и физическом здоровье, создаются более благоприятные возможности для ее профессионального, образовательного и культурного роста. Все это способствует формированию нового качества женщины как субъекта воспитания.

Таковы «за» и «против» однодетной и многодетной семьи. Поэтому, как нам предоставляется, категоричность суждений об ущербности воспитательных позиций однодетной семьи и абсолютизация воспитательных возможностей многодетной страдают односторонностью выводов. Факты однодетности или многодетности предопределяют результаты семейного воспитания не сами по себе, а лишь в системе других не менее важных для формирования личности ребенка факторов: психологической атмосферы семьи, личного примера родителей, уровня их педагогической культуры и. т. д.

Однодетные семьи нуждаются в квалифицированной педагогической помощи. Разъяснительная работа с родителями, имеющими единственного ребенка, должна сочетаться с индивидуальным подходом к нему со стороны учителей. Такие дети требуют внимания, возможно большей строгости, включения в общественную деятельность коллектива, привлечения к разнообразным формам шефства над младшими, постоянного контроля за их делами и поступками.

Укрепление союза семьи и школы, усиление взаимодействия между ними, на что обращается внимание государства, требуют решения и этой задачи.

Источник: http://www.rusnauka.com/26_WP_2013/Pedagogica/6_144628.doc.htm