СССР - стадии установления матриархата

1917 – 1955

"Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне" 

(В. И. Ленин. "О задачах женского рабочего движения в Советской республике". Речь на IV московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. XXX, стр. 23.)
 

 

Плакат "Долой кухонное рабство!"

 

На этой стадии речь идёт о равноправии полов. Признаётся, что мужской пол ранее был в привилегированном положении. Выступление вождя на созванной его же партией конференции "женского движения", что переводится как feminine movement или feminism, показывает, что советская власть "в первые же месяцы ее существования" заявила о себе как о феминистской власти. 1

Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР: 

"Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".

Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и ребёнков, ни слова о помощи одиноким отцам. Это уже не имеет никакого отношения к равенству прав. В первых же заявлениях советской власти звучало противопоставление мужчин женщинам, и такое противопоставление закреплено в конституции: упорно избегают говорить о правах родителей, о помощи родителям, но настойчиво сегрегируют женский и мужской пол и противопоставляют их. К тому же тон статьи в смысле защиты прав женщин от мужчин был излишним: рядовые мужчины в СССР и без того не имели возможности покушаться на "оплату труда, отдых, социальное страхование и образование" женщин в условиях, когда всё в стране было огосударствлено и человек был лишь винтиком, от которого мало что зависело.

Декларации не оставались пустыми словами, а подкреплялись материально, всё вышеперечисленное реально было в жизни советской женщины. "Созданная в Советском Союзе огромная сеть акушерско-гинекологических учреждений обеспечивает тщательное наблюдение за здоровьем женщины во все периоды ее жизни. Тысячи женских консультаций и акушерско-гинекологических кабинетов на промышленных предприятиях проводят систематические профилактические осмотры женщин, осуществляют диспансерное наблюдение за отдельными группами женщин, оказывают профилактическую и лечебную помощь, изучают условия труда и быта работающих женщин и беременных и проводят широкие оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия по охране здоровья женщин. Имеющаяся в Советском Союзе сеть родильных домов обеспечивает проведение всех родов в условиях стационара. Из года в год увеличивается сеть санаториев и домов отдыха для беременных. В помощь работающим женщинам развернута огромная сеть детских учреждений - яслей, детских садов, школ-интернатов, групп продленного дня в школах." ("Здоровье женщины", издательство "Медицина", Москва, 1964)

Женщины пользовались равным с мужчинами избирательным правом, равным доступом к образованию, государственным и выборным должностям. Женщины наравне с мужчинами трудились в промышленности, науке, расценки труда были одинаковыми для всех полов, и зависели только от квалификации. Законодательство в СССР не допускало никакой дискриминации женщин. В стране функционировали женские организации, мужских организаций не было.

 

"Да здравствует равноправная женщина СССР!". Плакат 1938 г. Обратите внимание на мужеподобную внешность и казачью причёску женщины справа.

 

Конституция СССР гласила: "Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся, Верховный Совет СССР ... производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 135. ...все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола... имеют право участвовать в выборах... может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола... Статья 137. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР". 

Одна из статей Конституции провозглашала следующую непреложность: "Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом."

Советское государство в общем придерживалось принципа равноправия национальностей. Однако, о равноправии полов в Конституции оно говорило суше: или только в связи с избирательными правами, или, как в цитированной статье 122 Конституции, в странном провокационном тоне защиты женщин от мужчин. И, как мы увидим далее, прямое или косвенное ограничение прав полов или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их половой принадлежности, равно как всякая проповедь половой исключительности, или ненависти и пренебрежения расцвели в СССР пышным цветом. После рассмотрения юридических и практических аспектов вопроса не останется скрытым от читателя и наименование того пола, который подвергался дискриминации.

Среди мероприятий Советского государства, направленных на охрану материнства и детства, выдающееся место (по оценке авторов книги "Здоровье женщины") занимает изданный 8 июля 1944 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания „Мать-героиня" и учреждении ордена „Материнская слава" и медали „Медаль материнства"".

Постановление ЦК КПСС "О Международном женском дне 8 марта", опубликованное 3 марта 1953, в преддверии праздника, демонстрирует большие успехи женщин и неусыпную заботу Партии о женщинах СССР: "Звание Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда присвоено 2 334 женщинам... Активное участие принимают женщины в управлении Советским государством: 280 женщин являются депутатами Верховного Совета СССР, 2 209 женщин - депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик, свыше полумиллиона женщин - депутаты местных Советов. В числе народных судей и народных заседателей имеется более 40 процентов женщин... Постоянной заботой окружена в нашей стране женщина-мать. Только в 1952 году Советское государство выплатило пособий многодетным и одиноким матерям и на новорожденных 6 миллиардов 355 миллионов рублей. Почетного звания "Мать-героиня" удостоено более 38 тысяч женщин. Орденами "Материнская слава" и "Медалью материнства" награждено свыше 3 миллионов 800 тысяч женщин... ЦК КПСС предлагает партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям смелее выдвигать женские кадры на руководящую партийную, советскую, хозяйственную, профсоюзную, комсомольскую работу и оказывать им помощь в практической деятельности. ЦК КПСС обязывает партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы проявлять постоянную заботу об улучшении условий труда и быта женщин - работниц, колхозниц и служащих, оказывать повседневную помощь женщине-матери в деле воспитания детей".

 

"Фашизм — злейший враг женщин". Плакат. Автор: Ватолина Н.Н., 1941

 

К началу Великой Отечественной войны половая сегрегация пустила настолько глубокие корни в советском обществе, что апартеидное мышление советских женщин позволило одной из художниц создать патриотический плакат "Фашизм - злейший враг женщин". Это происходило в годы Войны, когда, казалось бы, должно было произойти единение всего народа. Невозможно представить плакат с названием "Фашизм - злейший враг мужчин"...







1955 - 1990

Книга "Здоровье женщины" под редакцией проф. О.В.Макеевой, изданная в далёкие советские годы, сообщает:

 

"Одним из гуманнейших постановлений является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. "Об отмене запрещения абортов", который оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства."


Дату издания этого указа можно считать датой начала периода матриархата. Под матриархатом следует понимать общественный строй, при котором главенствующее положение в семье, первичной ячейке общества, занимает женщина. Обычно положение в семье сопровождается также соответствующим положением и в других сферах жизни общества, хотя, в принципе, это не обязательно (и в СССР была распространена ситуация, когда муж был большим начальником на работе, а, приходя домой, становился "мальчиком на побегушках" у жены). Особенностью СССР было то, что матриархат устанавливался по указке сверху, что не удивительно для тоталитарного государства, на фоне полной материальной и юридической независимости женщины. Ранее 1955 года государство определилось, какому полу оно будет оказывать материальную помощь, направленную на поддержание семьи, освободило женщину от необходимости иметь полную семью, а теперь освободило женщину от необходимости спрашивать мнение мужа в таком ключевом моменте семейной жизни, как сохранение жизни зачатому совместно младенцу. Жизнь и смерть младенца теперь находилась исключительно в руках жены (и по статистике СССР занял 1 место в мире по количеству абортов). Там самым государство показало, что отвело мужчине второстепенное место в семейной жизни. Это были не единственные меры, принимавшиеся в целях установления господствующего положения женщины в семейной жизни, но как наиболее яркое выражение этих усилий, Указ 1955 года об абортах заслуживает исключительной оценки. Одним из следствий Указа неизбежно становилось дальнейшее ослабление связи между мужем и женой в и без того слабой советской семье, указ нанёс удар по институту семьи в целом. 

Оттеснённый на вторые роли в семье, мужчина лишался уважения как со стороны жены, так и со стороны (выживших) детей.2 Происходило перераспределение обязанностей в семье, мужчина начинал выполнять работы, ранее для мужчин не характерные. В семьях со слабым отцом, а такими стали все славянские семьи, мальчик вырастал не таким, каким мог бы быть в семье с авторитетным отцом-главой семьи. В обществе начались жалобы, что "мужчины теперь не те". На славянских мужчин, вполне обоснованно, стали свысока смотреть мужчины кавказских народов, которые не подчинялись и сохраняли своё традиционное и естественное положение несмотря на атаки советского государства.

Закон об абортах обнажил безмерное лицемерие государства, цену его беспредельной заботе об охране детства. Возникают сомнения и в искренности его заботы о женщинах: не была ли эта забота просто использованием женщин для подавления мужчин? Если так, то женщины оказались достойными той роли, которая им отводилась.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивается необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал "Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства". В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов "отец" и "мужчина". Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов. Тяжела была её доля! Не удивительно, что за всеми этими опасностями не хватало времени на обзаведение детьми. Период патриархата давно остался в 19 столетии, и в СССР некому было вспомнить, что когда-то не нужно было охранять семью - семья и без того была прочной, не нужно было её планировать - семьи у отцов были многодетными и планы рождались легко, без чтения брошюр и постановлений правительства, просто после того, как на дворе темнело и отец семейства, возвратившийся с поля, перекуривал перед сном и заходил в спальню.

Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману "12 стульев", в ЗАГСе работали мужчины.

Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины. В любой энциклопедии для женщин были статьи, озаглавленные "женский труд", в которых дотошно излагались права и привилегии женщин в оплате и условиях труда, так что женщины были осведомлены в них и неукоснительно ими пользовались. Список всех привилегий женщин на производстве привести здесь невозможно вследствие его огромного объёма. Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Особенно обширными были льготы женщине в связи с беременностью.

Кроме женщин, привилегированное положение в сфере трудового права, охраны труда и здравоохранения занимали дети. Однако детский возраст быстро кончается, и половина детей переходила в категорию мужчин, то есть "на общих основаниях", а другая оставалась на особом положении, уже в качестве женщин. Переход в категорию мужчин ознаменовывался 2х-летним сроком в армии, обязательным с наступлением 18-летнего возраста. После этого у мужчин уже не оставалось иллюзий относительно своего положения в обществе, и само возвращение к гражданской жизни после 2 лет в армии мужчина воспринимал как огромное благо, не помышляя после этого сравнивать своё положение с женским. Таким образом, кроме охраны Родины, службой в армии достигался полезный терапевтический эффект в плане социальной адаптации к суровым условиям последующей жизни в советском обществе.

В эпоху официально провозглашённого равенства полов никто так и не удосужился объяснить, почему женский пол оказался лишённым счастья отдавать "священный долг Родине". Первая женщина-космонавт В.Терешкова уже давно слетала в космос, доказав равенство с мужчинами на вселенском уровне, женщины проходят срочную военную службу в армии Израиля, а срочная служба в армии СССР женщин так и не коснулась. Статья 132 Конституции СССР гласила: "Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР". До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии.

С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин.

В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей - сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.

На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово "мужчина" старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание "охрана отцовства". Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был "героизм" на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). В советской печати постоянно проводилась кампания проработки мужчин-алкоголиков. Женщины в связи с алкоголизмом упоминались намного реже, формально, для соблюдения какого-то подобия баланса. Широкое распространение получило насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены. Этот акт сопровождался широкой оглаской на работе и в жизненном окружении мужчины; что оставалось от психики мужчины после таких событий, как он жил с этим впоследствии, нет необходимости говорить. Сам факт насильственного распоряжения мужчиной указывает на произошедшую деградацию прав мужчин. Естественно, муж не имел права поместить жену в ЛТП, ЛТП были специфически мужскими учреждениями, не столько лечебными, сколько направленными на устрашение.3 
Женщины лечились от алкоголизма по желанию в полноценно-медицинских учреждениях, и оглашению такие факты не подлежали, тем более публичному позору. 

Юридической базой для насилия над мужчинами- "алкоголиками" была соответствующая статья в Гражданском кодексе каждой советской республики. В Гражданском кодексе РСФСР это была статья 16. Она достойна быть приведенной полностью.

 

Статья 16. Ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами

    Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Над ним устанавливается попечительство.
    Он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, за исключением совершения мелких бытовых сделок.
    При прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство.

Таким образом, по одному заявлению жены куда надо, считающей, что муж ставит её в тяжёлое материальное положение, и считающей, что по её субъективной оценке муж "злоупотребляет", муж мог быть признан недеесособным, лишённым гражданских и экономических прав. Нужно ли уточнять, что попечителем, о котором идёт речь в цитируемой статье, будет жена? Жена будет распоряжаться его зарплатой, пенсией, всем его движимым и недвижимым имуществом по своему усмотрению, оставляя ему возможность мелких сделок, дабы не утруждать себя (покупка сигарет мужу, пуговиц для кальсон и т.п). В соответствии с этой статьёй мужчина в период своего пребывания в ЛТП и работы на указанном ему предприятии, отдавал зарплату жене и таким образом становился её фактическим рабом. Из текста статьи 16 видно, что рабство это было не пожизненным. Через несколько месяцев или лет, после успешного излечения и выписки из ЛТП, муж мог получить свои гражданские права обратно. Однако, только в случае исправления и дальнейшего послушания супруге. Всю остальную жизнь дамоклов меч ЛТП, вложенный государством в надёжные руки супруги, висел над ним. Таким образом, на этом примере нами рассмотрен один из механизмов подчинения мужчин в матриархальной семье, существовавший в СССР.

Формально статья Гражданского кодекса об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, была сформулирована бесполо, однако и практика её применения, и официальная пропаганда, обвинявшая в алкоголизме преимущественно мужчин, не оставляли сомнения, против кого она была направлена. Закон СССР от 27.06.1968 "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье", наряду с подтверждением давно существовавших истин о равенстве женщин и мужчин, содержал тонкий намёк на то, что не все ещё порой у нас должным образом: 

"Задачами советского законодательства о браке и семье являются: дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали... всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку; окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях; воспитание чувства ответственности перед семьей". Советским людям, читающим между строк закона, было хорошо понятно, что за пережитки имеются в виду (для славянских республик: пянство и алкоголизм), кто ещё настолько в путах прошлого, что не проявляет ответственность перед семьёй, кого ещё воспитывать и воспитывать... Конечно же, не женщину - "красавицу, спортсменку, комсомолку".

Против мужчин был развязан своеобразный террор по статье "изнасилование", когда по явно надуманным (в ряде случаев) заявлениям девиц мужчин отправляли за решётку. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют...

Статья "изнасилование" - статья, направленная исключительно против мужчин ("Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста."). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали. 4

Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством - ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери.

Цитируемая книга "Здоровье женщины" начинается с зачина: "Человек появился на свет. Первое лицо, которое склонилось над ним, - лицо матери. Первое слово, которое он произносит, - слово "мама". Это слово он произносит и в час опасности, и в последнюю минуту жизни." 5
Сравнительно с библией ("В начале было слово, и слово было бог") в библии о боге сказано скромнее - бог был только в начале всего, а в советском культе матери она (и слово "мать") была и в начале, и в конце всего. Цитированная фраза - всего лишь один из вариантов расхожего пропагандистского штампа, который день и ночь вбивался в головы советских людей, так что и мужчины, и женщины полностью восприняли его, по крайней мере в центральной, европейской части СССР. Другое, более трезвое отношение к женщине, характерное для небелых и неславянских народов, воспринималось как цинизм и осквернение самого святого, что есть в жизни. Говорят, что в СССР не было места религии... Но в СССР были свои символы веры, как и в христианстве: там - Христос и Дева Мария, тут - Коммунизм и Матерь-женщина. Верили в них свято. И до сих пор многие верят. Были свои святые, был и чёрт - мужчина, потный похотливый сатир с волосатыми ногами, оскверняющий девушек (пусть и после официальной регистрации) и оскорбляющий лучшие чувства утончённого существа - женщины. Но его в конце концов уделали - его уделом сделали обслуживание женщины. Очень удобно - бесплатный слуга приставлен к мадонне, сам себя кормит, да ещё и зарабатывает для женщины какую-то копейку. Где ещё, в каких обществах было так? (В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина - существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях).

Культ Матери реально помогал женщинам в разных ситуациях - в спорах с мужчинами на кухне, в спорах с начальником на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно или выйти на работу в выходные (она - мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции "слабого" и "сильного" пола.

В 1960-1980е годы была распространена картина, когда при входе женщины в общественный транспорт, если не было свободного места, мужчина нервно дёргался, вскакивал и уступал место. Если он этого не делал, женщина сварливо могла потребовать уступить ей место, и опозоренный мужчина так или иначе должен был уступить (это звучало так: "Мущщина! Уступитя место!!!" или "Что это за мужик такой?! Видит, что женщина стоит..."). Официальная пропаганда предписывала такое поведение: подросток должен был уступать старшим, мужчина, особенно молодой мужчина, - женщине... Уже в середине 1990х в ответ на громогласные требования женщин уступить место мужчины столь же сварливо посылали на, а сейчас при входе женщин никто не пошевелится, и сами женщины уже не решаются требовать. В салоне автобуса стоит тяжёлое молчание. Похоже, мужчины начали что-то понимать, и женщины начали понимать, что мужчины начали понимать.

М.Восленский в книге "Номенклатура" пишет:

"Работа женщин была и является в Советском Союзе совершенно необходимой для существования огромного большинства семей. В этом можно убедиться даже арифметически. В условиях гласности в СССР стали говорить о "границе бедности". Считается, что эта граница - 75-78 рублей в месяц на одного человека. Средний статистический рабочий или служащий в СССР, отдав из своей зарплаты в 257 рублей подоходный налог 13% и заплатив членский взнос в профсоюз, принесет домой 220 рублей, то есть по 55 рублей в месяц на каждого члена своей среднестатистической семьи. Это намного ниже черты бедности. Так чисто статистически мы убеждаемся, что женщины в СССР не могут не работать. И они работают.6
Распространенный на Западе социальный тип женщины-домохозяйки фактически не существует среди советских женщин допенсионного возраста. Это явственно следует из советской статистики: женщины составляли в 1987 году 53,1% населения в СССР и 51% трудящихся. Не работают по установленной при Сталине традиции жены офицеров, генералов и академиков, а также во все возрастающем количестве жены различных других номенклатурных чинов.
Как и следовало ожидать, такая политика класса номенклатуры имела для советского общества разнообразные последствия. Одни из них были положительными: женщины оказались материально независимыми от мужей, так как последние просто не в состоянии их содержать; это способствовало реальной эмансипации женщин. Другие последствия вызывают тревогу советского руководства. Весьма острой стала демографическая проблема: сокращается рождаемость... численность населения в стране растёт медленно, главным образом за счёт азиатских национальных республик. 

(Восленский М.С. Номенклатура. - М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991., стр.235)

Сокращалась не только рождаемость, но и число вступлений в брак. В интернете существует соответствующая статистика, укажем на один показатель: с 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза.7

Женщины занимали высшие руководящие посты в советском государстве. С 1985 по 1990 г. пост Председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР занимала женщина В.Шевченко. С 1975 года она была заместителем председателя Президиума Верховного Совета УССР. Другой пример - женщина занимала последовательно посты председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, а затем - один из высших постов в Верховном Совете СССР. М.Восленский в указанной монографии делится своими впечатлениями от встречи с этой женщиной:

"Весной 1967 года я был в Ташкенте в качестве представителя Советского комитета защиты мира, сопровождая группу видных западногерманских гостей комитета. Нас приняла уже упоминавшаяся в главе 3 член ЦК КПСС Ядгар Насриддинова - Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Насриддинова - нестарая узбечка в лиловом платье - медленно, низким голосом рассказывала нам о счастливом социалистическом Узбекистане, и выглядела она как мудрая мать республики. Когда немецкие гости распрощались и вышли, Насриддинова переменилась. Она деловито спросила нас, удалась ли ей речь, с видимым удовольствием выслушала комплименты, энергично жестикулируя, сказала, что следует показать немцам в Ташкенте, а чего не следует, и потом с наслаждением произнесла: "Теперь пойду на заседание Президиума - расстреливать и миловать". Тогда я еще думал, что радость ее - всего лишь выражение чувств сатрапки, дорвавшейся до власти над жизнью и смертью людей. Я еще не знал, что за помилование Насриддинова брала взятку 100 000 рублей, так что наслаждение испытывала от получаемого бакшиша.
Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд? Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лестнице: стала Председателем Совета Национальностей, второй палаты Верховного Совета СССР. В следующий раз я встретил ее во время парада 7 ноября на гостевой трибуне Красной площади около Мавзолея." 

(Восленский М.С. Номенклатура. - М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991., стр.287)

Даже официально политическая власть в руках женщин была не маленькая. Кроме официальной политической власти, была неофициальная - через мужей. Наиболее известным был случай жены М.Горбачёва Раисы 8, о которой открыто писали и говорили как о руководительнице своего мужа, президента СССР в переломный момент его существования. Сам М.Горбачёв на прямые вопросы на эту тему выражался уклончиво: я с ней советуюсь.

Сам факт занятия или незанятия высоких постов женщинами никак не влияет на оценку ситуации с матриархатом. Как номенклатура тасовала свою колоду - не столь важно, примеры занятия женщинами высших постов приведены лишь в качестве дополнительного штриха в общей картине9. 

Анализ и выводы

Когда в наши дни представительницы так называемого женского движения заявляют о неравноправном положении женщин, не мешало бы вспомнить, каково реальное положение, доставшееся современности ещё со времён СССР. И когда они требуют предоставления им как полу высших государственных постов, то они всего лишь требуют возобновления того, что было в СССР. Женщина-глава государства может быть новостью для стран Запада; СССР, как и другие азиатские страны (Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция), в этом отношении всегда был на 10 шагов впереди. 

Итак, развитое советское общество было обществом матриархата; движение к матриархату было в определённой степени содержанием его истории начиная с 1917 года. Установление матриархата как государственного строя является высшей фазой того движения, которое поначалу называется феминизм и эмансипация женщин. Для своих целей феминизм широко использует лозунги "равенства прав", применяемые цинично, лицемерно и догматично. Можно сказать, что технология установления матриархата в СССР заключалась в постоянном декларировании необходимости улучшения положения женщин в сравнении с мужским, безотносительно к уже существующему реально (более лучшему, чем мужское) положению женщин в обществе. Также по этой технологии положение женщин в обществе рассматривается не в комплексе, а разбивается на отдельные частности (бытовые проблемы, проблемы избирательного права, охраны труда и т.п). Та же технология действует и в наши дни. С её помощью матриархат надеется достичь ещё больших зияющих высот. И не случайно, что постоянное демонстративное и лицемерное нахождение женского пола в позе пола якобы "униженного и оскорблённого", нуждающегося в защите и улучшении положения - характерная черта матриархата. Другой чертой победившего феминизма, феминизма, пришедшего к государственной власти, является паническое избегание употребления слов феминизм и матриархат. В СССР этих слов нельзя было услышать. Они вышли из употребления вскоре после прихода феминизма к власти в 1917 году. Прекратились всякие дискуссии на эту тему. Матриархат вскользь упоминался только на уроках истории в отношении первобытнообщинного общества, был отнесён на сотни тысяч лет назад, подальше от греха. Способность матриархата существовать в современном обществе отрицается и поныне. Учёные ищут матриархат где угодно - в Африке, на островах Тихого океана - но только не у себя под носом. Нет согласия у учёных и в отношении признаков и определения матриархата. Некоторые вообще отрицают возможность существования матриархата когда-либо в человеческой истории. 

Матриархат - строй, устанавливаемый либо законом, либо правоприменительной практикой, либо сложившейся практикой жизни. В принципе, для того, чтобы определить какой строй в стране, достаточно посмотреть судебную статистику: какому полу достаются после распада семьи совместно нажитые дети в случае спора между супругами, когда обе стороны изъявляют желание оставить ребёнка себе. Такая статистика труднодоступна, поэтому косвенно о судебной практике в стране можно судить по соотношению отцовских и материнских неполных семей. В докладе С.Ю.Рощина "Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин" приводятся данные микропереписи населения 1994 года в России: "Неполные семьи составляли 17% всех семей с детьми10. Причем доля материнских неполных семей с детьми составляла 90% от всех неполных семей, где проживает один родитель с детьми, а отцовских – 10%". Жизненный опыт подтверждает: в споре супругов дети могут достаться отцу практически только в случае отказа от них матери. Как и 1000 лет назад, дети остаются главной ценностью для людей, вступивших в брак и родивших детей, и если при разводе получается, что дети достаются матери, а не отцу, это открывает существование в обществе преимущественного права женщины на детей. Соотношение сил при разводе имеет смысл показателя только в странах, где разводы стали признанным институтом семьи, где их количество достигает огромной величины (2002г: Украина - 58% от числа браков за год, Россия - 43%, США - 55%). Не так было в России до 1917 года - мужчина в семье принимал решения по самым важным вопросам - с кем детям вступать в брак, какую профессию им избрать, учиться им или нет... Дети считались "собственностью" отца как главы семьи. О существовавшей власти мужа над женой нет необходимости говорить, это общеизвестно. Если, читая "Тараса Бульбу" Н.В.Гоголя, видим совсем другие порядки в обществе и семейной жизни, чем теперь, убеждаемся в полной власти отца в семье над женой, над детьми, то понимаем, что то было совсем другое общество, относительно которого вопросы о процентных показателях разводов не имеют смысла, так как сам развод там не имел смысла, ценности и места. (См. также данные по неполным семьям в других современных странах - в примечании). 11 

Причиной слабости европейской (и советской) семьи был экономический строй, установленный в Европе и России. Он, как известно, назывался капитализмом; в западной Европе и США - капитализм на основе частной собственности, в СССР - государственный капитализм. В СССР в роли эксплуататора наёмных работников и извлекателя прибавочной стоимости выступало государство; название "социализм" ничего в сути вопроса не меняет. При капитализме, когда производство ведётся на индустриальных предприятиях, а все остальные формы производства подавлены и уничтожены, общество в большей части состоит из наёмных работников, которые приходят в свои квартиры только отдохнуть после трудового дня, удовлетворить свои духовные и сексуальные потребности с партнёром. Семья в обществе, состоящем из наёмных работников (батраков умственного или физического труда), теряет хозяйственные и производственные функции, свойственные семье "традиционного общества", в котором семья была первичной хозяйственной единицей общества, небольшим предприятием со своими средствами производства для выработки продуктов на продажу и личное потребление (крестьянские хозяйства, ремесленные дворы, купеческие семьи). Такое изменение функции семьи при капитализме было совершенно объективно замечено классиками марксизма и подчёркивалось как в марксистской литературе 19 века, так и в литературе страны Советов. В СССР хозяйственная функция семьи подавлялась не только экономическим принуждением, как это происходило в западных странах, но и всей силой репрессивного аппарата, была объявлена частно-собственническим пережитком "капитализма", спекуляцией, эксплуатацией - в общем, тягчайшим преступлением. На селе крестьяне были насильственно согнаны в колхозы, лишены земли, скота, средств производства, то есть превращены в наёмных работников. Контролировалось даже количество деревьев в саду (при Хрущёве), размер домов и построек во дворах. В городах было запрещено заниматься ремёслами и оказывать какие-либо платные услуги в частном порядке, в городских дворах, квартирах было запрещено иметь какое-либо производственное оборудование.

Но семья, не связанная серьёзными хозяйственными узами, совместным трудом для выживания и благосостояния, неизбежно становилась простым сожительством, распадающемся по любой прихоти сожителей, при любом достаточно серьёзном испытании. Отпадала также необходимость в рождении многочисленного потомства. Все эти объективные закономерности нашли отражение в законах, в фактах бытия: была максимально упрощена процедура развода, было введено равенство полов в браке, разрешены аборты, запрещена внутрисемейная "эксплуатация", зарегистрированный брак юридически уравнивался с банальным сожительством ("гражданский брак"); постоянно падала рождаемость, увеличивалось число разводов, число не вступавших в брак, росло число отказов от детей и выбросов их на улицу или в приюты. Сам состав семьи никого не интересовал (во многих странах были разрешены однополые браки, распространились неполные семьи). Институт семьи существовал по инерции, доставшейся из прежних веков, детей рожали по привычке, но, естественно, уже в минимальных количествах (1-2 ребёнка). Капиталиста не интересует половой состав его рабочих, на предприятии он использует как женщин, так и мужчин. Его также не интересует семейная жизнь рабсилы - важно, чтоб каждая единица была независимой, мобильной, всегда готовой наняться на работу или получать образование для последующей работы (отсюда - максимальный либерализм во всех сферах общества, индивидуализм и атомизация населения). Не интересует по большому счёту и рождаемость - при иссякании источника рабсилы в одном месте рабсилу можно завозить из других стран или мест или можно переносить производства в другие страны (всем хорошо известны явления: полулегальные приезжие "арбайтеры", массовое переселение крестьян в города в СССР, перенос производств в страны "третьего мира"). 

Капиталисты действуют по принципу г-на Жулио из романа "Незнайка на Луне":

 

- У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни, - сказал он однажды Спрутсу. - Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдём в другую комнату, а когда насвиним там, перейдём в третью, потом в четвёртую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет.

Таким образом, демографические проблемы в капиталистических странах, странах с преобладанием труда по найму, невозможно решить никакими мерами, обычно предлагающимися (от денежного стимулирования до насаждения "религиозных ценностей"). 

Падение демографических показателей и кризис семьи не связаны причинной связью с матриархатом. Причина, как уже сказано, в самой сути общественно-экономической формации. Матриархат сам является следствием кризиса семьи при капитализме и, в определённой степени, следствием достаточно произвольных решений власти. Сам факт, что его можно с лёгкостью установить или отменить, говорит о том, что он не связан с глубокими экономическими закономерностями общества. На начальном этапе капитализма в Европе был патриархат, затем установили матриархат.12 Можно бесконечно менять их местами, но ничто не изменит происходящих в народе процессов: вымирания, изменения национального состава и пр. В существующих условиях в России, Украине для мужчин имеет смысл только подлинное равенство полов, выполнение продекларированного равенства на практике, прекращение дискриминации мужского пола, равная нагрузка на оба пола, прекращение деления на "слабый" и "сильный" пол, которое служит основанием для разной степени эксплуатации. Это требование равенства полов объективно совпадает с интересами капиталистического строя.

***

Здесь не даются оценки (хорошо-плохо). Смысл статьи - в указании на факт матриархата, что само по себе ново - факт существования матриархата в нашем обществе не признаётся, эта тема просто обходится. Хотя, в принципе, всем известно, что бывает два строя - матриархат и патриархат - и ни у кого не повернётся язык сказать, что в стране патриархат. Но раз не патриархат, тогда остаётся что?

Примечания:

   1 В самом признании положения мужского пола привилегированным был зародыш благодетельной для большевиков возможности сыграть на противоречиях между угнетёнными и угнетателями - женщинами и мужчинами. Большевики вообще не упускали ни единой возможности стравить разные группы граждан между собой. Основные интересы большевиков лежали в поле классовой борьбы, идеей противоречий между полами они вплотную занялись позднее. Её они эксплуатировали все годы нахождения у власти, когда уже нельзя было говорить о классовых противоречиях, которые были успешно искоренены. Назад в текст
   2 Что стало бы с государственной статистикой смертности, столь важной для государства как показатель цивилизованности, если бы в статистику младенческой смертности включали убиенных в результате женских абортов? Назад в текст
   3 ЛТП - лечебно-трудовой профилакторий, располагался вблизи индустриальных предприятий. Лечение состояло в том, что "пациент" определялся на работу на предприятие с тяжёлым физическим трудом, где не хватало рабочих рук, например, на машиностроительный завод у станка, а в остальное время обязан был находиться в "профилактории", здании типа обычного заводского общежития, где ему давали лекарства и где за ним наблюдали женщины-сотрудницы этого заведения. Мужчины, содержавшиеся в ЛТП, не были опустившимися бомжами, а были вполне нормальными мужчинами, только сломленными советской жизнью и женами и дошедшими до пьянства.
По сей день тема алкоголизма служит для диффамации мужского пола и объяснения его повышенной смертности. Связывая воедино мужчин, их (якобы) массовый алкоголизм, их раннюю смертность, противники мужчин по сути дела объявляют мужчин неполноценными по сравнению с женщинами, которые (якобы) не склонны к пьянству, и приписывают повышенную смертность мужчин этой их неполноценности. Так фашисты и английские колонизаторы-расисты объявляли отдельные расы неполноценными и на этом основании отказывали им в праве на (полноценное) существование. Не важно, что пьянство существует не только среди мужчин, но и среди женщин (но женщины чаще всего пьют тихо, не афишируя своё пристрастие, а потому о них и не говорят); что само понятие самогоноварения в народном сознании, и в опыте участковых милиционеров, прочно связано с женским полом (употребляется слово "самогонщица", но не услышишь слова "самогонщик"); что кроме алкоголизма существует много иных факторов, влияющих на продолжительность жизни (психологическое давление в семье и обществе, режим труда и отдыха, условия питания и гигиены, медобслуживание и мн.др.); что давно оглашена статистика выпиваемых в год литров спиртного на душу населения в разных странах (и россияне стоят далеко не на первом месте). Наконец, известно, что пьянство - это социальное явление, и истоки его нужно искать в условиях жизни, созданных для определённых групп людей. Но всё это оказывается не важным: ведь сведя проблему разной продолжительности жизни полов в стране к теме мужского алкоголизма, можно ни о чём более не беспокоиться - "отмазка" найдена, мужчины сами виноватыНазад в текст
   4 С несколькими рабочими, посланными в командировку на уральский завод, произошёл такой случай. Их поселили в рабочем общежитии в одну комнату. Общежитие было полупустое, в плохом состоянии, и нравы его немногих обитателей - в таком же. Однако, пострадали рабочие не от обитателей общаги, а от местных работниц, живших в городе. В гости к командировочным мужчинам напросилась группа девиц-работниц их цеха во главе с секретаршей комсомольской организации, тоже рабочей. В комнате рабочих начался такой разгул, девицы произвели такое дикое впечатление, что рабочие решили их больше не пускать. Но на следующий вечер они пришли снова и стали требовать открыть дверь комнаты. Рабочие изнутри отвечали отказом. Тогда распалённые женщины, недовольные отказом, стали выламывать дверь и бились в неё как взбешённые кобылицы, причём руководила штурмом и усердствовала больше всех начальница-комсомолка. За окном трещали уральские морозы и завывала метель, а в комнате трещала дверь и за дверью выли и бесновались злобные фурии. Мужчины не надеялись целыми вырваться из этой западни... Женщины могли чувствовать себя в полной безнаказанности Назад в текст
   5 На самом деле первое лицо, которое склонялось, - медик мужчина или женщина, остальное - такого же уровня достоверности; в "час опасности" разные люди ведут себя по-разному, некоторые матерятся и т.п. Назад в текст
   6 Несколько странное рассуждение. Семья из 4 человек встречалась в городе не так уж часто. В типичной семье было 3 человека, и в ней, по данным Восленского, приходилось 73 руб на человека - на уровне бедности. На эти деньги можно было жить нормально (цены были мизерными и стабильными). Но, тем не менее, работали все - и муж, и жена. Дело не в экономической необходимости, а в нежелании подчиняться друг другу - жена (глава семьи) не могла позволить мужу возвыситься над собой и не хотела попасть к нему в зависимость, муж не хотел стать содержантом жены, что естественно. В семье происходило негласное соревнование, война полов, кто больше заработает, считали разницу в зарплатах друг друга до копейки. Заработанное невозможно было потратить, и деньги клали на книжку, в сбербанке скопились огромные накопления граждан (которые и были экспроприированы в начале 1990х путём обесценивания денег). Государство вполне могло дать возможность мужчинам зарабатывать больше, чем 73 руб на человека, тогда положение семьи было бы ещё лучше, и жене не пришлось бы работать. Но государство не делало этого, и не потому, что так уж необходимы были женские рабочие руки - большая часть женщин трудилась на чисто номинальных рабочих местах в ненужных конторах, в институтах, где ничего полезного не разрабатывалось... Наконец, были и мужья с зарплатой выше среднего (например, квалифицированные рабочие), которые зарабатывали 300-400 руб в месяц, по крайней мере их жёны могли не работать. Но и в этом случае жёны работали. Назад в текст
   7 История попыток борьбы коммунистов с падающими демографическими показателями путём стимулирования, денежных пособий, предоставления квартир одиноким матерям без очереди и прочих мер - яркий образец бесплодности усилий бороться с последствиями, игнорируя глубинную причину, которую они сами же создали. История повторяется дважды - один раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. По сравнению с многосторонними возможностями стимулирования, которые были в СССР и которые не дали никакого эффекта, сегодняшние попытки стимулирования "материнским капиталом" выглядят, действительно, как пародия на советскую практику. Назад в текст
   8 Раис по-арабски - "начальник". Назад в текст
   9 В частных беседах женщины, попадавшие на работе в чисто женский коллектив под начало начальниц-женщин, отзывались об этом опыте с ужасом и высказывали предпочтение работать под началом мужчин и в смешанном коллективе. Назад в текст
   10 В передаче "Суперняня" Рен-тв 16 декабря 2006, посвящённой проблемам воспитания, в которой съёмки ведутся в реальных московских семьях, была показана такая неполная семья: 10-летний сын, мать и бабушка. Вначале, когда сообщали сведения о семье, участвующей в данной передаче, легко, мимоходом, привычно лягнули отсутствующего в семье отца (бывший муж не участвует в воспитании ребёнка), даром что он, очевидно, находится с матерью в разводе и живёт где-то в другом месте. У мальчика явно расшатаны нервы; спасаясь от назойливой опеки бабушки, он мечется, воет, пробует зарыться в подушку дивана. Ничего мужского в нём нет, дай бог, чтобы вырос психически нормальным. Впрочем, суперняня смотрит на ситуацию не столь трагично: она пытается как-то нормализовать семью, мальчика приучают к дисциплине, самостоятельности, записали в спортивную секцию (до этого он только гулял с бабушкой и в остальное время смотрел телевизор). И это ещё "нормальная семья", хорошая квартира, родители не пьют... Самым ярким моментом передачи было избиение мальчика бабушкой, которая расстроилась оттого, что внук не слушается и не учит уроки. Сейчас на телеканалах много говорится о домашнем насилии, причём под насильниками понимаются мужчины. Но вот буднично, не стесняясь перед камерами - пример домашнего насилия: женщина бьёт ребёнка... Гениальна фраза суперняни, когда она примиряла бабушку с внуком: попроси у бабушки прощенья, а бабушка " попросит у тебя прощения за то, что ей пришлось тебя ударить". Как не вспомнить бессмертного "Недоросля", написанного в 1781 году: "жаль стало тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку". Назад в текст
   11 Если в России дети живут с отцом в неполных семьях только в 10% случаев, то в США, согласно данным бюро переписи населения, в 2000 году отцовских неполных семей было 22% от числа всех неполных семей. Это видно из следующих данных:
7.2% из всех домохозяйств с детьми возрастом до 18 лет, или 7.6 миллиона домохозяйств, были материнскими (без мужа); 
2.1% из всех домохозяйств с детьми возрастом до 18 лет, или 2.2 миллиона домохозяйств, были отцовскими (без жены).
В идеальном случае полного равенства прав полов этот показатель должен бы равняться примерно 50%. 
Динамика изменения соотношения отцовские/материнские неполные семьи США на сегодняшний день нам неизвестна, есть только сведения, что с конца 1980х по 2000 г. процент отцовских семей медленно увеличивался, а материнских - уменьшался с 1995 по 2000 гг довольно быстро. Та ожесточённая борьба, которая наблюдается в США (в частности, между феминистками и защитниками прав мужчин), является отражением попыток матриархата вернуть себе утрачиваемые позиции?
В Чехии суды отдают детей матерям при разводе супругов в 90% случаев (данные Радио "Прага"). Назад в текст
   12 Нужно учитывать, что патриархат и матриархат - строй семьи, и в капиталистическом обществе, где семья эфемерна и неустойчива, строй семейной жизни также слаб и неустойчив. Этим объясняется слабый, половинчатый, противоречивый и нездоровый характер патриархата в 19 веке в капиталистической Европе, когда наряду с патриархальным законодательством существовало явление женской эмансипации (оно росло с усилением процесса разложения семьи при капитализме); существовали бездеятельность, паразитизм и как следствие вынужденной бездеятельности - развращённость или деградация женщин в обеспеченных семьях; объясняется шаткий характер матриархата в современной России, Украине, Евросоюзе или США. Матриархат или патриархат в Европе, США, России начиная с 19 столетия является слабым подобием полноценных строёв семейной жизни, существовавших в указанных странах в прежние времена или существующих сейчас в некоторых странах Азии и Африки.

 

Источник: http://www.usach.ru/zhen.htm