Мужское развитие и материнская фиксация

Мужское развитие и материнская фиксация

                       

"Во всех случаях, где мужское развитие остается инфантильным из-за материнской фиксации и не достигает «воинственности», необходимой для развития героического эго, всякое требование трансформации и требование развития по направлению к непознанному, прочь от ситуации безопасности, наталкивается на тревоги и защитные механизмы. Анима подталкивает мужчину к приключениям и покорению новых территорий. Но в своей негативной стороне из-за нарушающего покой вдохновения и анимации она также связана с иллюзиями, заблуждениями и безумием, и поэтому представляет опасность.

Так же, как не существует героизма без преодоления опасностей, мужское развитие невозможно без погружения в неизбежные опасности, вызванные трансформацией. Осознание анимы и «освобождение» ее – необходимый шаг к целостности индивидуума, при этом требования культурного канона могут вступить в противоречия с индивидуацией. Поэтому адаптация к патриархальной культуре приводит к избеганию транформативного аспекта фемининного. После первой части процесса трансформации, которая заканчивается в юношестве, должен включаться отцовский архетип, Супер-эго и патриархально-культурный канон, стабилизирующий психическое развитие и культуру. Это происходит через подавление и изоляцию нарушающего покой трансформативного аспекта анимы. Вот почему творческий процесс неизбежно связан с преодолением страха трансформативного аспекта фемининного, который часто выталкивает индивидуумов в маргинальную позицию вне культурного истеблишмента.

Такие препятствия вызывают искажения аутоморфной диспозиции творческого человека, который становится больным, не способным достичь своей настоящей индивидуации. Это особенно верно для второй половины жизни, когда адаптация к коллективному уже не способна выразить смысл жизни и дать чувство истинной автономии. Эта потеря полноты связи с фемининным толкает большое количество «незрелых взрослых» в сторону болезни, а также психологически подрывает западную культуру, неспособную удовлетворить внутренние потребности ее носителей. Эта констелляция также важна для «нормальных» взрослых в нашей патриархальной культуре, которые приходят к подлинной индивидуации только через суровые кризисы и болезни.

Если сформулировать нормативную цель развития мальчика в нашей культуре, то вершиной развития эго провозглашается адаптация к коллективному в том смысле, что индивидуум, задействовав свои способности, будет работать. Вторым достижением после работы будет способность к отношениям. Эта способность включает различные элементы, которые после их независимой реализации вместе приведут к полноценным отношениям.

Одним из таких элементов является сексуальность, в диапазоне от потентности до импотентности, однако ее нельзя отделять от общей способности к отношениям с другим человеком и с фемининным. Эта способность варьируется точно так же между двумя противоположными полюсами, которые могут быть названы «близость» и «дистанция». Другой и высшей формой способности к отношениям, ведущей за пределы женско-мужского аспекта, являются интегральные отношения. В них уже нельзя говорить о встрече партнеров противоположного пола, а следует говорить о встрече двух людей, в которой связанные с полом стороны и качества являются лишь одной из граней.

Нарушения, вызванные страхом фемининного у мужчины, характеризуются в основном страхом фиксации на матери (материнский комплекс) и страхом анимы (комплекс анимы). Материнский комплекс является наиболее глубоким и самым ранним, и поэтому нарушения, связанные с анимой, представляют частичный успех в развитии и лучшую возможность адаптации.

Таким образом, полная фиксация на матери ведет к остановке развития, то есть зависимости, которая делает невозможными отношения с партнером, а также адекватное профессиональное развитие. В подобных случаях мы видим холостяка, живущего со своей матерью, или странного мужчину, который не может от нее отделиться и после ее смерти полностью опускается. Часто в этом случае блокируется не только способность к отношениям с женщинами, но и профессиональная автономия и раскрытие талантов."

Эрих Нойманн " Страх феминного"

http://jungland.net/node/2951