Христианство - свобода от страха

 

С виду кажется, что христианство – это про то, что надо быть добреньким, смирным и ограниченным. Но для такого взгляда в Евангелии слишком много противоречий – даже сам евангельский Христос – это вовсе не зайчик-одуванчик. На самом деле, христианство совсем про другое – про СВОБОДУ от СТРАХА. Все остальное – просто описание путей и методов того, как этого добиться.

СМИРЕНИЕ – ЭТО НЕ ЗАБИТОСТЬ

Для многих необъяснимо сочетание такой истинно воинской добродетели – бесстрашия перед смертью, и мнимой христианской «мягкотелости». Но на самом деле смирение – это как раз не про мягкотелость. Смирение – это высшая форма бесстрашия, рожденная верой и надеждой на Бога. У Булгакова Пилат не может запугать Христа тем, что его жизнь «висит на волоске», потому что Христос отвечает с иронией, мол, не ты ее подвесил, не ты и решишь, когда она оборвется. «Маленький человек», забитый и униженный – в сущности, такой же антигерой христианства, как и самый злобный тиран. Он постоянно живет в страхе, он принуждается к каким-то действиям (или бездействию) из страха. Настоящий христианин – это ни в коем случае не забитый и униженный человек. Его по определению невозможно «забить и унизить». Кто не боится смерти, тот полностью свободен. А страх – противоположность свободы. Христианин должен смиряться только перед волей Бога, а не перед волей сильных мира сего.

НАСИЛИЕ – РЕЗУЛЬТАТ СТРАХА

Христианство осуждает насилие, а что такое гнев и насилие как не результат страха? Я проявляю насилие, потому что сам боюсь что-то потерять или чего-то не поиметь. Насилие – это отчаянная попытка приобрести или вернуть контроль, управление, власть. Это попытка манипулировать кем-то, подчинить другого при помощи страха. Я ударю тебя, я убью тебя – ты должен бояться, а значит делать то, что я хочу! Сопротивляться, отвечать на удар – значит бояться другого удара, или бояться потерять честь, или жизнь. Христианин не должен бояться всего этого – а значит не должен бояться подставить другую щеку. Есть и ненасильственная манипуляция – «я разлюблю тебя, если не сделаешь», «я буду злиться и не разговаривать, если не сделаешь», «ты будешь плохим человеком и потеряешь уважение, если не сделаешь» – все это формы психологического насилия. Христианин не должен бояться и этого – быть униженным, забытым кем-то, оклеветанным, то есть потерять какие-то символические ценности типа уважения или чьего-то расположения. Единственное, чье мнение его должно беспокоить – мнение Бога. Христианин свободен, потому что он не боится потерять ни физические ценности (жизнь, здоровье, имущество), ни символические – вроде репутации. Его ценности в будущей жизни, а значит он не пытается контролировать что-либо в этой жизни. Владеть и управлять чем-то – это не его цель, а значит он может не бояться что-то потерять. Он отдает контроль Богу. Он смиряется с мыслью, что все мы гости в этом мире и ничего нам не принадлежит. Смирение – это надежда на Бога. Человек смиренен, когда не боится «отпустить» ситуацию, отдать ее на волю Бога. А раз он ничего не боится и никого не хочет контролировать, то зачем ему проявлять насилие? СТРАХ ЗАСТАВЛЯЕТ ЛГАТЬ Ложь – тоже следствие страха. Я думаю, тут даже не нужно отдельно останавливаться – все и так по опыту знают, зачем мы врем – чтобы избежать каких-то неприятных для себя ситуаций. Не упасть в чьем-то мнении, не потерять какие-то материальные блага. Сатану называют «отцом лжи», а еще «льстивым» – то есть он манипулятор и жаждет власти. Христианство зовет освободиться от страха, а значит – освободиться от лжи.

СТРАХ НЕ ДАЕТ ЛЮБИТЬ

Любовь – основная тема христианства, высшая форма добродетели. Под любовь сейчас понимается все, что угодно. Но чтобы понять суть христианской любви, достаточно обратить все к тем же понятием – страх, свобода и зависимость. Вот например, почему христианская любовь – это жертва? Потому что жертва – это освобождение себя от собственных зависимостей. Когда жертвуешь для другого, отказываешься от чего-то для себя. При этом христианская любовь – это ни в коем случае не та любовь-манипуляция, любовь-контроль, которой окружают некоторые особы любящие мамаши своих несчастных детей. Христианская любовь – это свобода и для другого, когда не боишься потерять и не пытаешься загнать в клетку любимого. Как поется в песне Агаты Кристи, «там где страх, места нет любви». Потому что любовь требует открытости и свободы. Бог любит, сатана не может любить, а значит не может быть любимым – и вместо хочет управлять при помощи лжи, зависимости и страха. Слишком часто сейчас любовь – это что угодно, но только не свобода для себя и другого. Вместо любви сейчас страсть, болезненное желание «поиметь» кого-то, завладеть кем-то, а еще взаимная ложь и зависимость – изобрели даже термин «созависимость».

ГРЕХИ ПОРОЖДАЮТ СТРАХИ

Страх продиктован страстями и привязанностями – желанием иметь что-то или нежеланием потерять какие-то земные ценности, к которым мы привязаны – здоровье, жизнь, имущество. Борьба со страстями – это прежде всего борьба с зависимости, это путь к освобождению. Апостол Павел говорит – мне все позволено, но не ничто не должно обладать мной. То есть грехи про власть, управление, владение. Посмотрев список смертных грехов, можно увидеть, что все они про страх, зависимость и попытки владеть или управлять. Все они пытаются сделать из человека Горлума с "его прееееелестью". Чревоугодие, блуд – зависимость от телесных желаний. Сребролюбие связано с жаждой обладания и власти (о том, как деньги сами начинают "обладать" человеком, можно почитать у Пушкина в "Скупом рыцаре"). Тщеславие – зависимость от мнения людей, жажда признания. Гнев, как уже было сказано – результат страха и отчаянной жажды вернуть контроль. Понимая, что зависимость, несвобода и страх – это «корни зла» в любом грехе, можно не напрягаясь уточнять и расширять этот список. Например, алкоголизм почему-то насильно запихивают в чревоугодие, а наркоманию вообще непонятно куда. Но понятно, что это точно такие же зависимости, как зависимость от еды и секса (чревоугодие и блуд). Кстати, внезапно замеченные западным обществом «сексоголики» просто обнаруживают ту же самую суть блуда – зависимость от секса.

ОБЩЕСТВО ХРОНИЧЕСКОГО СТРАХА

Стресс, депрессия – что это, если не состояние хронического страха? Современные люди вечно в депрессии потому, что они одержимы идеей независимости, контроля, планирования. Ну и само собой – все это должно привести к обладанию максимума благ. И вот они, такие «независимые и самостоятельные», попадают в ловушку страха и зависимостей. Вот он – настоящий ад, в который попадают за грехи такие уверенные в себе люди, для которых грех – отжившая религиозная ерунда. Они просто не понимают главного: грех – это зависимость и страх, стресс и депрессия. А вера в Бога – это путь к свободе и счастью. Но "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" – это не какая-то "пугалка", это – обещание: "покайтесь, потому что только так вы сможете обрести свободу, счастье и любовь!". "Ибо вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти, но любовью служите друг другу" (Гал. гл. 5). 

Источник: http://www.nenadoada.ru/kak_byt_khristianinom/khristianstvo_svoboda_ot_strakha/