Из истории матриархата в современных цивилизованных обществах - чёрный матриархат

Негро-семья (Negro Family) - так в 1950-60-е годы в США назывался тип семьи, характерный для негров США. Это название было вынесено в заглавие доклада "The Negro Family: The Case For National Action", подготовленного американским политиком Daniel Patrick Moynihan (Мойниган) во время работы в правительстве в департаменте труда (Department of Labor), и опубликованного в 1965 г. Основной чертой семьи назывался матриархат. При этом делалась оговорка, что нет оснований считать патриархат ценнее матриархата, но на фоне остального общества, где господствует патриархальная семья и ведущая роль мужчины, матриархат американских негров делает их уязвимыми и порождает социальные проблемы. (Как известно из дальнейшей истории, власти США и ООН предпочли редуцировать белые патриархальные семьи до уровня чёрного матриархата, чтоб выровнять их, а не наоборот, как предлагал Мойниган). В докладе утверждается, что семьи в чернокожих общинах СШАпредставляют собой клубок патологий, которые могут длиться вечно, если не вмешается белое общество... Основой ухудшения ткани чёрного общества является ухудшение негро-семьи. Это фундаментальный источник слабости современного чёрного общества... Матриархальная структура культуры негров ослабляет возможность мужчин-негров быть авторитетными.

В докладе сделан вывод: необходимо вмешательство в эту ситуацию с целью установления стабильной семьи, политического равенства и экономического прогресса американского общества.

Понимание того факта, что семья американских негров - матриархальная семья, было распространённым и привычным стереотипом в США в 1950-60-е годы. Существовало выражение Black Matriarchy (чёрный матриархат), которое было общепризнанным для описания отношений в семьях американских негров. Было известно, что женщина-мать в негритянской семье доминирует, представляет семью и контролирует её. Представления общества о чернокожей матери были такими: хорошая мать, которая заботится о детях, но в то же время властная, волевая и высокомерная. Негритянская мать активно участвовала в общественном производстве, зарабатывала для семьи и содержала её, в то время как мужчина странным образом был лишён такой возможности. Матриархат в чёрных семьях широко обсуждался в печати.

Наконец, социолог и политик Д.П.Мойниган, используя статистику, которая была в распоряжении департамента труда правительства США, дал объяснение такому феномену. Он сделал вывод (в вышеуказанном докладе), что "чёрная женщина имеет существенные преимущества перед мужчиной в образовании, финансовой сфере и в сфере занятости". Мойниган также обратил внимание, что такое положение женщины порождает социальные проблемы, такие как детскую преступность, взрослую преступность и низкий образовательный уровень негритянских мужчин.

Удивительным образом ситуация в США перекликается с ситуацией в СССР и республиках СНГ. Только здесь нет учёных и сенаторов с тем уровнем мышления и интеллектуальной смелости, которые есть в США, а потому тема матриархата в семьях в СНГ тщательно избегается. Общество, которое позволяет, чтобы огромное количество молодых людей росло в распавшихся семьях, в которых главенствуют женщины, у которых никогда не бывает стабильных отношений с мужским полом, у которых никогда не бывает осмысленного представления о будущем, - такое общество в конце концов приходит к хаосу.

Наверное, не случайно, что информация об этом выдающемся государственном деятеле и мыслителе блистательным образом отсутствует в русскоязычном интернете, а имя его в бСССР никому не известно. Поэтому кратко обрисуем его жизненный путь и работу.

Д.П.Мойниган (1927 - 2003) - политик и социолог, член демократической партии, выдающийся общественный деятель, которого называли лучшим мыслителем среди политиков после Линкольна и лучшим политиком среди мыслителей после Джефферсона. Его жизнь и деятельность были связаны с Нью-Йорком, сенатором от которого он был с 1977 по 2001 год (на этом заметном месте его сменила Х.Клинтон в 2001 г.). До 1977 он был членом четырёх последовательных президентских администраций, начиная от президентства Д.Кеннеди и кончая Д.Фордом, был послом в ООН и Индии. Родившись в бедной ирландской семье и работая даже чистильщиком ботинок, он в годы II мировой войны служил в армии, а затем закончил Tufts University, где получил степень доктора философии в социологии. Д.П.Мойниган учился в London School of Economics, также получил почётную степень доктора права в университете Тафта. В дельнейшем его деятельность была связана с проблемами бедности и труда.

С 1965 года Мойниган покинул администрацию президента Джонсона и занимал должность директора объединённого исследовательского центра города в Гарварде и Массачусетсе. В президентство Никсона (с 1968 г.) Мойниган стал пользоваться большим влиянием в социальных и политических вопросах, входя в ближайшее окружение президента. Его дальнейшая деятельность как сенатора и оратора была также заметной и плодотворной. Д.П.Мойниган - автор 19-ти книг, несколько из которых посвящены семейному вопросу.

Проблемы, которыми занимался Д.П.Мойниган, были характерными также для СССР, а в настоящее время стали стократ актуальнее.

Его известный доклад "Негро-семья..." имеет также другой название "Война с бедностью", хотя касается только одной стороны в этой войне: бедности среди негров. Доклад писался во время работы Мойнигана в правительстве президента Джонсона, объявившего в 1964 году своим приоритетом войну с бедностью (war on poverty), и задачей Мойнигана была разработка стратегии по искоренению бедности. Поэтому констатация наличия матриархата в современных семьях в США - это официальная позиция правительства США.

Одной из больших проблем в борьбе с бедностью был велфер (welfare) - пособие неимущим, которое выплачивалось только неполным семьям (дети и один родитель, то есть чаще всего мать). Велфер не выплачивается семьям, где хотя бы один член семьи имеет временную работу, или способен найти работу но не ищет её. Это побуждало жену выгонять из семьи недостаточно обеспеченного мужа, который перебивается случайными заработками, в то время как без него мать-одиночка может спокойно получить гарантированный велфер нигде не работая. Или же велфер побуждал женщину вообще не вступать в продолжительный и официальный брак, а рожать безотцовщину, довольствуясь случайными связями с временными партнёрами-мужчинами. Так система помощи матерям-одиночкам порождала матриархальный промискуитет, внебрачных детей и целый букет социальных уродств, которые сопровождали таких детей на протяжении всей жизни. (Не трудно понять, что велфер существовал и существует в СССР и России, хотя называется по-другому - помощь матерям-одиночкам, такая как внеочередное выделение квартиры и ежемесячные денежные пособия, материнский капитал и прочее).

Таким образом велфер - средство помощи бедным - усугублял бедность, делал её хронической. Доклад Мойнигана вызвал оживлённую дискуссию, но его предупреждение о последствиях выплаты пособия только матери не было учтено правительством США. В прессе писали, что страна платит матерям, чтобы они выбрасывали мужей на улицу и называли такую политику: мужчину - вне семейной власти. Поскольку мы уже знаем, что государство, которое обеспечивает женщине такое положение - матриархальное, правительство США ещё раз доказало, что США - матриархальное государство, и не вина Мойнигана, что он не смог изменить его сущность. (Уже в президентство Никсона Мойниган отстаивал идею гарантированного минимального годового дохода "Guaranteed minimum income", которая была воплощена в жизнь и была другим средством борьбы с бедностью, отличным от традиционного велфера).

Другой возможностью для матери с детьми и бедным мужем было идти на работу и зарабатывать самой, что многие темнокожие женщины и делали. И в этом случае в семье складывалось доминирование жены, поскольку женщины имели преимущества в сравнении с мужчинами в найме на работу, в финансовой сфере и образовании. Каким образом это достигалось, почему складывалась такая ситуация, пояснено в разделе доклада "Негро-семья - причина для действий общества" ("The Negro Family: The Case For National Action"), который озаглавлен "Матриархат". Сделаем обзор этого раздела на основе официального источника - доклада на английском языке, размещённого на сайте правительства США.

Матриархат

Фундаментальный факт жизни семьи американских негров - перевёрнутые роли жены и мужа. Приводя ссылки на исследования семей негров, Мойниган утверждает: муж-негр имеет необычайно низкую власть, и это - общая характеристика всех семей с низким доходом. Такое положение производит коммулятивный эффект, выраженный в дискриминации при найме на работу, в сегрегации жилья и бедном образовании мужчин-негров. Среди изученных семей 44% негритянских семей характеризовались доминированием жены, в то время как среди белых таких семей только 20%.

Такое положение в семьях негров сохраняется из поколения в поколение. Дискриминация мужчин начинается с образования в детстве: негритянки получают лучшее образование, чем негры, и это характерно в целом для чернокожего населения. Так, женщины почти в 2 раза чаще имеют образование 1-3 класса колледжа, чем мужчины, и в целом женщины намного успешнее в учёбе, чем мужчины. Это сказывается затем на работе и заработке. Женщины-негритянки занимают сильные позиции в квалифицированном труде и интеллигентной работе, например, в такой как работа в престижной и растущей финансовой отрасли. Соотношение мужчин-негров и женщин-негритянок в сфере квалифицированного труда составляет 1/6...1/4. В то время, как в стране 21% мужчин занимается чистым и квалифицированным трудом, из мужчин-негров таким трудом занимается только 9%.

Роль негро-семьи в таком состоянии дел общеизвестна и в доказательстве не нуждается.

Приводится свидетельство Whitney Young: если в негритянской семье один из детей имеет возможность получить высшее образование, мать семьи считает, что эту возможность нужно предоставить дочери. Как муж, так и отец в негритянской семье принуждается чувствовать себя неадекватным, не потому что он непривлекательный, ему недостаёт ума или серого фланелевого костюма, но в обществе, где человек измеряется размером оплаченных чеков, он не может стоять наравне с белым мужчиной. В этой ситуации мужчина может удариться в агрессию внутри семьи, озлобиться против общества, ненавидеть себя, совершить преступление или каким-то образом компенсировать свой низкий статус.

Thomas Pettigrew: жена-негритянка в этой ситуации станет испытывать неприязнь к своему финансово-зависимому мужу, и её отказ от него вызовет дальнейшее отчуждение мужа от семьи. Озлобленные на мужчин, многие жёны-негритянки переносят центр своей заботы на дочерей, а не на сыновей.

Deton Brooks: В матриархальной структуре женщины передают культуру.

Duncan M. MacIntyre: неопределённость заработков мужчин-негров, матриархат, высокая цена развода заставляют мужчин бросать семьи (развод для бедняков), повышают число пар, не состоящих в законном браке, и так увеличивают степень асоциальности, нелегитимности негров. Чернокожее население массово мигрирует в города Детройт, Нью-Йорк, Вашингтон.

В сравнении с другими группами населения, среди негров очень низок процент женатых, велик процент неполных семей. 2/3 опрошенных чернокожих детей не знают нынешнее занятие их отцов, не знают, где они работают. Чернокожая молодёжь растёт, не зная своих отцов, не зная, чем они занимаются и как зарабатывают, не зная традиции заработка и профессии своих предков.

Статистика бюро переписи населения показывает, что в возрасте 30-34 лет на 100 небелых женщин приходится 87 небелых мужчин. Эти показатели истолковываются не как свидетельство вымирания мужчин, а как их уклонение от встреч с переписчиками: темнокожих мужчин не могут найти, они стараются не иметь контактов с государством, замыкаясь в своём кругу.

***

В иных разделах доклада Мойнигана названы социальные условия, вызывающие тяжёлое положение семей американских негров, а также обрисована среда, в которой семья существует. Утверждается, что семья негров переживает глубокий кризис и представляет собой клубок патологий. Намечаются пути решения проблемы. Обращает на себя внимание содержащееся в докладе рассуждение о сущности равенства и свободы, прав и возможностей, экскурсы в историю рабства в северной и южной Америках. Доклад демонстрирует высокий уровень американской социологии и политической мысли 1960-х годов, составляющий контраст с убожеством мышления современных деятелей СНГ, которые не могут придумать в качестве причин социальных проблем мужчин и их малой продолжительности жизни ничего кроме алкоголизма мужчин, а в качестве причин трудностей семьи - недостаточные пособия женщине. Обращает на себя внимание, что проблемами семьи и социальной политикой во властных структурах России занимаются женщины, а сведение проблем мужчин к алкоголизму - старая песня женских организаций ещё со времён СССР.

Основные черты доклада Мойнигана, характеризующие подход демократов той поры к управлению: честность, вещи называются своими именами; отсутствие партийной целесообразности: анализ ситуации не ограничивает себя рамками дозволенного партийной идеологией, а производится по существу вопроса, глубоко и всеохватно; нешаблонность и нестандартность подходов: рекомендуемые действия следуют из анализа проблемы и не ограничиваются привычным для чиновничества формальным набором, затрагивают действительно существо проблем и способны реально их снять.

Всё это необычно для стиля управления в СНГ. Здесь процветает, наоборот, цинизм, по возможности - игнорирование кричащих социальных проблем, затушёвывание всех проблем и острых углов, формализм и поверхностность, интеллектуальная трусость и слабоумие. Как боролись бы с бедностью в СНГ? Во-первых, постарались бы избежать самого выражения "борьба с бедностью". Ведь по старой советской традиции наша страна - самая лучшая и передовая, бедности здесь нет и быть не может, могут быть отдельные недостатки. Потому кампанию назвали бы "меры по дальнейшему улучшению (чего-то там)". Во-вторых, настоящие причины бедности не были бы названы, анализ ситуации был бы проведен лживо и формально. Потому не были бы намечены реальные меры по решению проблемы, всё ограничилось бы обычным формализмом. Было бы издано постановление: улучшить, усилить, разработать дополнительные меры и т.п. Были бы выделены дополнительные суммы по финансированию уже существующих программ (и совершенно неэффективных), и всё. Чиновники бы отчитались о выполнении, а правительство постаралось замолчать плачевные результаты кампании. Впрочем, борьба с бедностью в СНГ на повестке дня и не стоит, правители здесь решают совсем другие вопросы.

Что даёт основание для такого пессимизма? Манера проведения года семьи в России, манера решения демографической проблемы. Как теперь выяснилось, существенных результатов не получено: депопуляция продолжается и темпы её в 2009 году снова начинают увеличиваться после краткого периода подъёма рождаемости в 2006-2008 гг. Провал программы был очевиден с самого начала, так как она ограничивалась старым испытанным стимулированием женщины и раздачей пособий женщине - как раз тем велфером, который и ведёт к дестабилизации семьи и росту матриархата в семьях.

Источник: http://feminizma.net/matriarhat/o-matriarhate/negro-semya-iz-istorii-matriarxata-v-sovremennyx-czivilizovannyx-obshhestvax-qchyornyj-matriarxatq-.html